Нагорная проповедь

Библейский текст: Ис 26:1–4, 12–13, 19–21 Отк 21:1–6а Мф 5:1–12

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Проповедь:

Дорогие друзья,

Сегодня в евангельском тексте прозвучала так называемая Нагорная проповедь Христа. Этот текст в полном виде есть только у евангелиста Матфея. А в сокращенном виде ее излагает Лука.

Именно поэтому мы читали ее из Матфея, — в полном виде.

Чем же замечателен этот текст? Да тем, что в нем изложена сущность евангельского Закона. Однако, обратите внимание — это все же ЗАКОН. И как Закон Ветхого Завета он тоже направлен на то, чтобы, как говорит апостол Павел, указать нам на наше несовершенство:

«Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Римл. 3.20)

Начинает свою речь Господь с того, что сообщает слушателям о блаженстве нищих духом, — тех, кто не гордится, не стремиться быть выше, или заметнее других.

Надо сказать, что здесь он попадает в «больное место» иудейского народа. Люди ждали весьма амбициозного мессию. Хорошего политика, что смог бы повести за собой толпы. Разбить врагов Израиля, и установить Царство Бога на всей земле. Впрочем, это очень обыденно, люди часто наделяют собственную страну и собственного правителя мессианским значением: «Gott mit uns», «God bless America», «Святая Русь», «Україна понад усе», да мало ли… Иудейский народ здесь не был каким-то особенным.

И вот все, в том числе и ученики Христовы окружили Его и с нетерпением ждали, чего скажет их Учитель. Действительно ли он тот Мессия, что они себе придумали?

Для того, чтобы Его было лучше слышно и видно, Иисус восходит на гору. Что это была за возвышенность мы точно не знаем, евангелия не указывают нам точное местонахождение ее. Однако по преданию это была так называемая — Карней Хиттин (קרני חיטין), Рога Хаттина, гора вулканического происхождения в Нижней Галилее, в Израиле, примерно в 6 км западнее Тверии. От кратера потухшего вулкана остались два холма, две вершины, северная и южная.

Эта возвышенность, согласно предания имела всего 110 (или 125?) метров, что, конечно, для горы слишком мало. Однако это и хорошо для проповедующего. Иисуса было видно и слышно многим.

И вот, Господь начинает свои слова с того, что как я уже сказал, буквально прибивает к земле идею воинственного Мессианизма — блаженны нищие духом. Гордецам не достичь блаженства!

Я думаю, эти слова многих заставили пересмотреть свои жизненные приоритеты. И не только современников Господа. Поколения людей читают это — блаженны нищие духом! Но вот понимают ли? Соглашаются ли?

Да и можно ли в нашем мире быть блаженным духом, ведь нас с детства учат — крепись парень, будь сильной доча. Не давай никому спуску. Тебя пригибают, а ты не сдавайся. Если и прогибаешься, то только для того, чтобы вновь распрямиться и ответить посильнее обидчику!

Мне тут сразу Зоя Космодемьянская на ум приходит, да всякие там пионеры-герои. Гестапо, пытки, а они не сломились, они были сильными духом. Они показали всему миру как умеет воевать, а если нужно, то и достойно умирать «homo soveticus» (советский человек).

И вот тут Христос со своим — блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Вот и выходит — нет всем этим героям места на Небе, так что ли?

А как же быть тогда с христианскими мучениками? Ведь и они были сильны духом Веры. Вот сейчас мы с вами только неделю назад праздновали день Реформации. Первым протестантам нелегко пришлось. Они были вынуждены крепко стоять на позиции Веры Христовой. За эту веру они подвергались гонениям, преследованиям, пыткам, не менее жестоким, чем в застенках Гестапо или НКВД. Но они все же выстояли, все же не сломались, проявили силу духа.

А тут снова Господь — блаженны нищие духом…

Ну ладно, с «красными» все понятно, а с теми, что в «белых одеждах»? Как с ними быть? Им тоже Царство Бога не принадлежит?

То-то и оно, что может так случится, что и нет. Вообще Писание говорит, что только Бог решает, кому дано быть спасенным, а кому нет. Мы читаем:

«Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Римл. 9.15-16)

И вот Он заявляет, что для него блаженны Нищие Духом. Конечно, нужно понимать, что эти слова сказаны не просто так, но с целью как раз напомнить слушателям, что спасение наше в руках не нас самих, но Милующего Господа. Если мы уповать в напастях и скорбях этого мира будем на нас самих, у нас может многое получиться, однако не будет самого главного — Царствия Божия. Крепость верующего — это не собственный дух, не личные убеждения, а Господь.

Как поется в известном лютеранском гимне: «Ein feste Burg ist unser Gott» (крепкая скала есть наш Бог), на него и уповаем.

Далее Иисус продолжает, и говорит слушателям:

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

С первым стихом у меня перед глазами предстает греческая или какая-нибудь латиноамериканская вдова во всем черном, что заливается слезами по поводу безвременно ушедшего супруга. В Греции, кстати, есть даже особая традиция, на похороны приглашать специально нанимаемых плакальщиц. Эдаких матрон в теле, что идут за гробом и причитают в полный голос, пуская прилюдно слезы. И только за это Иисус обещает даровать Небесное утешение?

Конечно же нет. Речь здесь о том, что Господь осушит слезы тех, кто будет с Ним в Его Царстве. И для этого вовсе не требуется специально плакать.

Ну а как быть с кроткими? Разве можно быть кротким в этом мире постоянной борьбы?

По словам Господа можно, но, если кротость эта опять во Христе. Если человек смиряет себя ради того, чтобы принадлежать лишь Богу. Апостол Павел говорит, что: «все верующему позволительно, но не все полезно; все нам позволительно, но ничто не должно обладать нами» (Послание к Коринфянам 6. 12).

Итак, еще раз смирение и кротость.

Далее Иисус продолжает:

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Здесь мы видим, насколько важна чистота помыслов человека, искренность, правда в его поступках. И все это в мире, где как говорится: «не обманешь – не проживешь». И кому эта фраза принадлежит? Не знаю. Но ей часто пользуются. А еще добавляют иногда: парень, ничего личного — просто бизнес!

И вот вдруг замечаешь, что мир, в котором мы живем, вовсе не соответствует этому призыву Господа.

Тут, наверное, у некоторых сейчас в голове крутится, ну мир может и нет, однако я-то, точно соответствую, я же здесь, я в Церкви. Я правильная душа.

А давайте подумаем, у нас точно нет за спиной тех, кого мы ни разу не обидели? Всегда ли наши поступки были направлены к миру, а не к войне? Ведь насилие над насилием — это тоже насилие, не стоит забывать об этом. Когда вас обижали, разве вы не пробовали защищаться?

А Иисус говорит нам — вам не защищаться надо, а быть изгнанными за правду! Вот так, и никак иначе.

Так что же соответствуем ли мы Закону Заповедей блаженств? Я думаю, что если мы себе честно ответим на этот вопрос, то он будет — «нет, не соответствуем». А значит нам и не видать Царства Христова.

Но что же делать спросите вы?

Ну раз так, то я дам вам ответ. Этим заповедям в мире соответствует только один Человек — это наш Господь Иисус Христос. Он был изгнан за правду, Он несправедливо обижен, не свершив никакого греха, Он есть истинный Миротворец, призывающий мир к миру, а не войне. Даже слова Его — «не мир пришел Я принести, но меч» из евангелия от Матфея 10.34 вполне становятся понятными, когда Он говорит буквально следующей фразой:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». (Мт. 10.37-39)

Любовь к мирскому вместо Господа, превращает Того для грешной души в меч, что вносит раскол в наш мир греха и неправды. С приходом Господа отныне правда отделена от лжи, а грех от чистоты. Вот только на какой стороне мы, люди?

К сожалению, не на той, где Господь — отречься от собственной семьи, родных и близких ради Господа? Нет уж, увольте. Да это вообще какая-то секта! — Что же, именно так и думали о первых христианах — иудейская секта.

Но поверьте, печалится не стоит. Господь уже давно крестом своим примирил Небо с нашим грешным миром. Вы доверяете Ему?

Искренне надеюсь, что да, ведь вы же здесь, в Церкви Его. После Проповеди мы готовимся с вами к другой, не менее важной части нашего богослужения — к Причастию. В нем Господь, что уже исполнил в себе Заповеди Блаженства, становится одним целым с нами. Это великий дар.

Что же, не подведите Его. Старайтесь, выйдя за стены храма жить так, чтобы о вас сказали — в нем живет Господь. Я знаю, это непросто, но именно для этого Церковь и служит нам каждое Воскресение, Господь вновь, и вновь, приходит к нам. Таинство это не дается единожды в жизни. Оно питает нас, дает шанс Вечный.

С крещением наша жизнь началась в Церкви, и в ней же должна продолжаться. Не оставляйте Ее Таинств, и вы будете иметь право на блаженный Дар Божий всегда. Вы будете со Святыми Божьими, чей день мы сегодня Церковью и отмечаем. Дай то Бог. Аминь.