
Библейский текст: 1Цар 2:1б–2,6–8а 1Кор 15:1–11 Ин 20:11–18
11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!
17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
Проповедь:
Дорогие братья и сестры,
В жизни каждого человека наступает момент, когда душу наполняет страх за своё будущее и неуверенность в завтрашнем дне.
Особенно страх и неуверенность охватывают нас тогда, когда в мы с вами теряем наших близких. Когда в наш с вами дом приходит смерть.
Всем нам, так или иначе, доводилось переживать смерть если не близкого, то знакомого. Все мы знаем, что если человек умер, его с нами больше не будет. Мы уже никогда не увидим его глаз, не услышим его голоса, он никогда не порадует своими шутками, не поделится радостями, не посочувствует нашему горю. Со смертью наших близких, словно что-то надламывается в нашей с вами жизни, словно уходит.
Уходит. Но вот куда?
Церковь Христова всегда напоминала и напоминает нам – будьте готовы, берегите каждый день и час вашей жизни. Пока молодой, кажется, что времени много, но на самом деле его несоизмеримо мало для настоящей жизни. Так стоит ли все усугублять? Стоит ли растрачивать её впустую на скандалы, ссоры, войны? Человек половину своей жизни проводит во сне, а вторую у него отнимают заботы сего дня – работа, болезни, борьба за качество жизни. Конечно, беда может обойти нас, но ни одного из нас, кем бы мы ни были, хоть богатыми или известными, хоть нищими и бесславными, не обойдёт смерть.
И праведные и грешные, верующие и неверующие, все мы однажды покинем этот мир и возвратим свою плоть земле. И тут стоит подумать над тем, что ведь человек состоит не только из плоти, которую мы в течении всей нашей с вами жизни стремимся обогреть и накормить. У нас есть то, что кардинальным образом отличает нас от животного мира – в нас есть дух, разум, чувства. Мы способны чувствовать укоры совести, мы умеем верить любить и надеяться. Все это никак не положить во гроб. Это выше земли, это духовное. Мы с вами единственные на земле создания Божьи, что отвечают за свои мысли, за свои решения и поступки. Отвечают перед кем?
Перед Тем, Кто нас создал, Кто подарил нам эту жизнь. Перед тем, кого Библия называет священным словом «Ягве» – Творец, Создатель, Само Бытие. Перед Тем, Кто словно солнце освящает нашу жизнь живительным светом. Мы так же живём благодаря Создателю, как и луна и планеты светят на небосводе не сами, но отражённым светом Солнца (не будет Солнечного света, не будет и света лунного и других планет).
А ведь люди часто живут свою жизнь примерно таким вот ходом: пока молоды — рано думать о церкви, когда наступает зрелость — некогда думать о церкви, когда приходит старость — тяжело думать о церкви, но вот приходит смерть, и тогда… поздно думать о церкви. Так можно остаться одиноким на всю жизнь. А ведь нет для человека на свете ничего страшнее, чем ощутить это, острое одиночество, то самое состояние души, когда ты никому не нужен, и всеми оставлен. И в жизни нет утешающего Божьего света, ибо рано, некогда, или тяжко...
Сколько в мире стариков, оказавшихся в такой ситуации? Пока человек молод и полон сил, он интересен окружающим. Но вот незаметно приходит старость. Дети разлетелись по своим семьям, на смену энергии и молодой беспечности, пришла усталость и мудрость. Тогда особо остро начинаешь ощущать, что в мире нет ничего вечного, и на ум приходят слова Екклезиаста: «Все суета сует и томление духа».
Как? Почему это происходит? Почему человеческая природа ощущает своё одиночество? Да потому, что такова Воля Божия. Человек создан для любви, для того, чтобы быть с кем-то. Если не с другим человеком, то с Богом. Да, сатана через человеческое грехопадение пытается разрушить этот Божий план. Но не надолго.
Вот в мир приходит Господь Иисус Христос и принимает на себя наше одиночество. Он понимает, Ему суждено пройти путь осуждения за грехи человеческие до конца. До смертельного конца, до конца Богооставленности. Одним из последних слов Спасителя на Кресте были: אלי, אלי, לאמה סבחתני? (Или, Или! лама савахфани?) То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?
Когда нам одиноко, когда нам кажется, что никто не понимает нас, поверьте, есть Тот, Кто познал состояние Одиночества Креста в полном объёме. И, о чудо, именно здесь и кроется для нас главная надежда. Надежда Воскресения. Именно тогда, когда гаснет последняя надежда, в узах нашей смерти приходит Он. Тот, в руках Кого - наша жизнь.
Но почему Бог не является нам сразу, почему мир устроен так, что жизнь наша состоит из потерь? Почему для того чтобы, что-либо приобрести, необходимо сначала потерять?
Давайте обратимся за ответом к сегодняшнему Евангелию. Мы читаем там историю Марии Магдалины, что безутешно плачет от потери Господа у опустевшего гроба Его. Представьте себе на минуту её состояние? Мало того, что толпа издевалась над Ним крича – распни, распни Его, так ещё кто-то украл тело. Вы можете себе вообразить состояние близкого человека вдруг увидевшего-бы, что могила только что захороненного, вдруг оказалась пустой? Да уж, можно только лишь приблизительно представить горе этой женщины. Но все же именно в горе приходит радость. Вот Сын Божий (но она Его не узнала) предстаёт пред ней и обращается со словами утешения, демонстрируя, что нет больше смерти. Отныне путь в Небеса открыт. Почему не узнала? Все дело, что пред нами новое, преображённое человечество. Воскресший демонстрирует миру иную, изменённую природу, природу исполненную. Здесь нет больше места одиночеству.
Да, Мария думает, что пред ней садовник, но это именно сам Господь, что просит её передать апостолам следующее: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Обратите внимание, даже эта радостная весть не принадлежит нам. Она принадлежит Богу. Именно Господь открывает её людям. Таково величие Творца. Псалмопевец, в понимании этого величия, однажды воскликнул: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». Действительно, если Бог, что дарует Жизнь, будет прославлен, вместе с Ним будем прославлены и мы, его творения. Не зря Господь говорит сегодня: «восхожу к Отцу… вашему и Богу… вашему».
Вот почему так нужны нам порой и наши потери. Для того чтобы мы научились уповать на Бога.
Потери приводят к чёткому пониманию, - не все в нашей с вами жизни зависит от нас. Понимание же этого, заставляет нас искать спасения от одиночества не в нас самих, но там, где ему и положено быть – вне нас. В Боге. Так наступает время веры. А с верой приходит и Воскресение, в ней мы, наконец, обретаем надежду и любовь, что преобразуют и нашу жизнь, и наше будущее.
Верьте дорогие прихожане, никогда не оставляйте Того, кто некогда сказал нам: «Я есть воскресение и жизнь. Помните, верующий в Него, если и умрёт, оживёт».
С праздником Пасхи вас!