Спас Виноградная лоза

Библейский текст: Быт 1:1–4а,26–31;2:1–4а 1Ин 5:1–4 Ин 15:1–8

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками.

Проповедь:

Сегодняшнее Евангелие от Иоанна (Ин 15:1-8) открывает нам глубокую и животрепещущую истину о нашей связи с Иисусом Христом. Он говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.» Эти слова наполнены смыслом и приглашают нас к размышлению о нашей роли в Божьем замысле.

В самом начале Книги Бытия (Быт 1:1–4а) мы читаем о сотворении мира: «В начале сотворил Бог небо и землю». Бог сотворил все сущее, и в этом сотворении Он заложил порядок и гармонию. Затем, Он сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт 1:26–31), даровав ему власть над землёй и повелев плодиться и размножаться. Бог видел, что все, что Он сотворил, «хорошо весьма» (Быт 1:31). В конце творения, Бог почил в день седьмой и благословил его (Быт 2:1–4а).

Интересно то, что некому оценить сию красоту. Бог Творит, Он же и даёт оценку. Порядок и гармония тесно связаны с Его решением, не кого-то другого. 

Мы люди привыкли судить все по собственным ощущениям. Часто мерилом наших суждений, что есть хорошо а что плохо выступаем именно мы сами. И в общем-то тут не за что нас судить. А как ещё мы можем оценивать окружающий нас мир? Если нам плохо, значит то, что происходит плохо по сути. У нас нет других инструментов определения, кроме нас самих. 

Надо признать, что подобный вид оценки конечно неполон. Часто (если не практически всегда) он приводит к ошибкам и конфликтам. То, что одному хорошо, вовсе не значит, что хорошо всем. Случается, что те кто стоит у власти забывают об этом. Они продолжают судить по себе, по собственным представлениям о «прекрасном», и это как правило оборачивается бедой для подданных.

Вот к пример, король Пруссии Фридрих Вильгельм. Он увлекался селекцией солдат и своих подданных. Мечтая, чтобы все в Пруссии были высокие и сильные. 

Он заставлял своих солдат вступать в брак только с высокими женщинами и даже обсуждал со своим окружением как сделать так, чтобы заставить всех своих подданных к такой селекции.

Или Мария Кровавая 16 век. Англия. Эту правительницу называли «Мэри». Ей казалось правильным бороться с протестантизмом методом насилия. За свои непродолжительные 5 лет правления она, «ревностная католичка» устроила кровавую баню тем, кто пошёл путём реформ в церкви. Так родилось огромное количество протестантских мучеников, а католическая церковь вовсе не украсилась благородством. Но разве это было ей объяснить? Ей виделось иначе. Так кальвинисты (пуритане) и сторонники англиканской церкви подвергались казням, чаще всего на костре.

Но что далеко ходить за границу, и у нас хватает маньяков на троне. Иван IV Грозный. В его время за власть боролись род Шуйских и Бельских. С ранних лет Иван видел много насилия. И возможно оттого то ему и казалось, что все политические вопросы надо решать жёстко и основательно.

В 1570 году царь решил наказать Новгород за непокорность: было убито около 3 тысяч человек. Про опричнину времён Грозного и вовсе можно рассказывать страшные вещи: людей казнили не только тысячами, но и в очень жестокой форме.

Да, таков человек. Если обретает практически неограниченную власть, может стать злодеем. И все же ключевое здесь — может.

Бывает и иначе. Дай Бог каждому правителю, да и каждому человеку помнить, что не он мерило, а Бог. Наша с вами подлинная, совершенная жизнь зависит от того, насколько мы сами отражаем в ней Господа. И для того, чтобы это имело место, Христос должен быть в ней. Первое дело быть в Церкви, там где Он. Тот, Кто в состоянии оценить и отделить добро от зла. 

Перед тем как что-то решить, подумайте, а как бы Господь поступил тут? Тот Кто отдал за людей свою жизнь на Кресте?

«Без Меня не можете делать ничего», – говорит Иисус. Хорошо если эти слова проникают в нас, напоминая о нашей полной зависимости от Бога, от Его Милости. А если нет? Если нет, тогда придётся пройти через очищение.

Представьте себе виноградник, ухоженный заботливым Виноградарем. Этот Виноградарь – Бог Отец, источник всякой жизни и благодати. Он насадил Лозу, Иисуса Христа, совершенного человека и Бога, через которого мы получаем жизнь и силу.

Виноградарь заботливо очищает каждую ветвь, «всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Это очищение – не всегда приятный процесс. Иногда Бог допускает в нашу жизнь скорби, испытания и искушения. Допускает, не творит. Это важно. Допускает тот ад, что сами люди создали начиная с первой пары, и продолжают умножать. 

И это вовсе не с целью наказать человечество. Да и как наказывать тех, кто не до конца осознает то, что делает? Бог допускает это, чтобы люди одумались, ощутили на себе всю прелесть собственных решений. Чтобы нельзя было бы сказать, решения Бога ошибочны. Мы бы лучше порешали…

А ведь, если подумать, то так в общем то многие и делают. Гневятся на Небо, забывая, что все творимое на земле, в том числе и по неосторожности, есть плод их собственных усилий.

На краю деревни в покосившейся избе жили дед Прохор и бабка Анисья. Жили небогато, урожай собирали скудный. Но вот как то раз весной раздобыли лукошко зерна, посеяли полоску ржи. Радуется Прохор: — Ужо хлебушка своего наедимся! — Как Бог даст — ответила старая.

Зазеленело поле, — волной шелковой переливается. Зреет рожь. Лето теплое выдалась, вперемежку с дождями — хлеба бушуют. — Вот ужо радость-то какая! Хлебушка своего сколько, соберём! Ешь — не хочу! — радуется дед. А Анисья своё толкует: Да, как Бог даст! Прохор промолчал, ничего, не ответил старухе, а сам пошёл готовить косу: завтра первый выход в поле на жниво.

Косит, от радости сердце замирает у старика. Сложил в кресцы скошенную рожь,— аж целых три кресца получилось.— Ну, радуйся, Анисья, свой хлебушек скоро будем есть. Вволю наедимся! — Наедимся, коли Бог даст! — пробормотала старуха.

Вскорости обмолотили, провеяли рожь. Крупное тяжёлое зерно золотом отливает. Недолго думая, на следующий день повез Прохор зерно на мельницу в соседнее село. Смолол там. Привёз домой целый мешок муки.— А что я говорил, Анисья?! Пеки хлеба! Хлебушек-то вот он! Теперь не говори мне поперек ничего! Но не такая была бабка Анисья: Наедимся! Досыта, вволю! — а сама от радости крестится, приговаривая потихоньку про себя: — «Да оно... Бог даст!»

Замесила, поставила тесто, закваски добавила, чтоб хлебушек поднялся да получился на славу. Дед тут же подсказывает: Посолить не забудь! Стали ждать.

Утром затопила Анисья пожарче печь, приготовила кленовых листьев, лопату деревянную обмыла, вытерла. Семь хлебов заготовила и поставила в печь. Хлебным душистым ароматом потянуло. Дед Прохор петухом по избе ходит, потирая руки, глотая слюнки, в ожидании новоиспеченным хлебушком насладиться: — Неужели наедимся! 

Только хотела бабка Анисья вынуть первую коврижку из печи, как застучали соседи в дверь, забарабанили в окна: — Пожар!! Пожар!! Выходите скорее!! Сгорите!!

Выскочили дед и баба из избы,— а огонь уже лижет стены, соломенную крышу. Заполыхала изба,— свечой горящей стала. Стоят в сторонке, как окаменелые Прохор и Анисья, смотрят на страшное зрелище пожара,— и слова проговорить не могут. А соседи их утешают: Бог берёт! Бог даёт! Слава Богу, что сами остались в живых! 

Но не оставили соседи горемычных. Помоги, кто чем смог, да избу новую справили.

Да, так бывает, планы одни, жизнь иначе разворачивается. И все же Бог рядом, порой обрезая, а порой поливая, и прикрывая от ненастья плодоносные ветви жизни. Подобно тому, как обрезают виноградную лозу, чтобы она дала лучшие плоды, так и Бог «обрезает» все то, что препятствует нашему духовному росту, пониманию, что не все от нас зависит.

У апостола Павла есть такие слова: «А если терпим, то с Ним (с нашим Спасителем) и царствовать будем» (2 Тим. 2:12). Именно через страдания, принимаемые с верой и любовью, мы уподобляемся Христу и приносим плод, угодный Богу.

Но что же это за плод, который мы призваны приносить?

Апостол Иоанн в своем Первом послании, что сегодня слышали, говорит: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий родившего, любит и рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» 

(1Ин 5:1–4).

Плод, который мы должны приносить – это плод любви, веры и послушания Богу. Это плод добрых дел, милосердия и сострадания. Это плод, свидетельствующий о нашей принадлежности ко Христу. Мы действительно все оцениваем с Его позиции? А как бы Господь поступил бы на моем месте?

Да, это непросто, постоянно оглядываться на Голгофу, на Жертву которую Господь там принёс ради нас. Но именно это и есть христианский пример, другого нет. Иисус говорит нам: «Пребудьте во Мне, и Я в вас.» 

Но как нам пребывать во Христе? 

Через молитву, через участие в Святых Таинствах, через чтение Святого Писания, через жизнь по заповедям Божьим. Когда мы живём с оглядкой на Господа, Он наполняет нас Своей благодатью, укрепляет нашу веру и помогает нам побеждать искушения.

Однако есть и другая сторона медали. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет.» Это суровое предупреждение. Если отказаться от христианского пути, если перестать питаться Его благодатью, легко увянуть духовно. Часто так бывает, человек ходит с детства с семьёй в церковь, но приходит время, вырастает, своя жизнь, своя уже семья, заботы… и вот утрачен смысл. Утрачена вера, а жизнь становится бесплодной. 

Господь предупреждает, что такая ветвь, засохшая и бесплодная, будет брошена в огонь.

И все же это не конец истории. Всегда есть надежда на покаяние, на возвращение. 

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.» В том числе и прощение! Это обещание Иисуса – источник нашей надежды и уверенности. Будем же, братья и сестры, стремиться к тому, чтобы оставаться ветвями Церкви, Тела Христова, приносящими обильный плод. Да пребудем в Ней, питаясь Его благодатными Кровью и Плотью, следуя Его заповедям. Пусть Виноградарь очистит нас от всего, что мешает нам быть лучшей версией того, что Он о нас задумал, во благо наше, и окружающего нас мира. Аминь.