Библейский текст: Иез 18:1–4,21–24,30–32 1Ин 1:5–2:6 Лука 15:1-10
1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
Проповедь:
Дорогие друзья,
Когда выпадает проповедовать на столь ясную притчу о пропажах, даже не знаешь, что можно сюда добавить. В этих стихах Иисус рассказывает притчи о потерянном и найденном: о потерянной овце и о драхме, потерянной женщиной.
Из этих притч мы можем извлечь следующие уроки. Во-первых, каждая душа дорога Богу, как потерянная овца, и Он стремится найти ее и возвратить на путь истины и праведности. Это говорит нам о том, что Бог прилагает все усилия, чтоб каждый человек в жизни так или иначе обрел шанс услышать спасительную Благую весть. Но действует Он в жизни самого человечества именно так, и по тем принципам, которые понятны и доступны нам, людям. Он родился в этом нашем материальном мире и именно через Святую Церковь, живущую здесь и сейчас, осуществляет свое служение.
Церковь это место, куда мы вполне реально можем прийти, чтобы встретиться с Богом. Спасительное откровение Его проявляется в том, что Он ищет и спасает потерянных вовсе не как-то виртуально, но вполне осязаемо. Ровно так, как это и описано в притчах. Как Настоящий пастырь ищет пропащую овцу, или как женщина закатившуюся куда-то монету, так и Он дал нам шанс на то, чтобы реально быть с Ним в этом затерянном мире.
Интересно, что конце Иисус дает краткое и окончательное разъяснение этих притч, говоря о том, что во Святой Троице возникает радость, когда потерянное находится и возвращается. Радость в небесах. Ангелы Божии торжествуют даже при одном покаявшемся грешнике.
Каждый из нас может быть потерян и заблуждаться, но стоит всегда помнить, Небесный Отец ждет там, где грешник его и оставил. Он всегда будет готов принять нас обратно с раскаянием и покаянием. Не просто так, после нашего сегодняшнего отрывка последует еще одна притча – о блудном сыне.
Так что давайте братья и сестры, не будем впадать в уныние и терять радости в Господе.
Пусть эти притчи из Луки вдохновят нас продолжать наш жизненный путь в любви к ближним, щедрыми на милость подобно тому, как и Господь до сих пор был, и есть щедр и милостив к нам. Упорно не прекращая хранить наш жизненный путь, который грех человеческий не перестает извращать.
Давайте молиться о том, чтобы грешный человеческий род перестал наконец искать для себя собственного счастья, иного, особого пути. Без Бога это лишь дорога забвения, утрата подлинного, задуманного Богом нашего «я». И даже внутренняя вера в то, что кто-то чем-то там «заслужил» спасение, не поможет. Не зря апостол Иоанн напоминает нам сегодня: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». (1Ин 1:10)
Спасение не является тем, что можно заслужить. Даже чрезмерными страданиями и тоской о Небесном. Это бескорыстный, милостивый Божий дар для нашего грешного мира. Пророк Иезекииль говорит: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?». (Иез. 18:23)
Потому тут нам нечем гордиться, как и потерянной драхме, она бы так и валялась где-то в темном углу, если бы не тщательные поиски ее владелицы, а затерянная овца вполне возможно не увидела бы рассвет, будучи растерзанной волками если бы не беззаветная любовь ее пастыря.
Хочу рассказать вам одну историю о слишком самоуверенной душе. Вот она:
Василий как-то спросил у барина. Почему ты платишь мне 5 копеек, а Борису 5 рублей.
Барин в ответ спрашивает Василия:
— Там случайно не сено везут вдали?
— Не знаю.
— Так пойди, посмотри.
Василий возвращается и говорит:
— Да, сено.
— А с какого луга?
— Не знаю.
— Так сходи, спроси.
Приходит работник снова и отвечает:
— С Константиновского луга.
— А какого укоса сено, первого или второго?
— Не знаю.
— Сходи, спроси.
Васили возвращается опять и говорит:
— Первого укоса.
— А почем продают?
— Не знаю.
— Спроси, пожалуйста, — говорит барин.
Еще раз приходит работник и отвечает на вопрос:
— По 5 рублей.
— А они торгуются.
— Не знаю, — в который раз заявляет Василий.
В этот момент входит Борис и говорит барину:
— Там сено везли с Константиновского луга, первого укоса. Я спросил «почем?». Они сказали по 5 рублей. Я сторговался до 3. Покупаем, разгружать его?
Барин поворачивается к Василию и говорит:
— Вот поэтому я тебе плачу 5 копеек, а Борису 5 рублей!
Так вот примерно и происходит в жизни, что и Небесному Барину виднее, чего каждая душа заслуживает. Он дает либо «5 копеек», либо «5 рублей», никто не остается без Его даров. Главное лишь помнить, что решение за Ним, и оно всегда справедливо. Ну а за нами, если что и остается, так это готовность приняв Его заботу о нас, ответить, и желательно не как Василий, а как Борис.
Да, умение строить свою жизнь на примере Любви Божией — вот важный посыл сегодняшнего Евангелия и историй о потерянном и найденном. Бог любит нас, но вот вопрос — как сами мы любим Его?
Дай Бог, чтоб живо и действенно. Аминь.