Нагорная проповедь

«Христианин живет в призвании и в Церкви, — отмечает Вингрен. — Призвание есть конкретная форма Закона, а Церковь — конкретная форма Евангелия». И то и другое — аспекты жизни христианина. Всякий, кто познал евангельскую веру и деятельное мирское служение, всякий, кто сознательно живет в обоих царствах, обладает духовным равновесием, в котором мирское и духовное, нравственность и свобода занимают свое особое место.
Лютер так описывает простого человека скромной профессии, осознающего свое положение в обоих царствах:
«Пока он (сапожник или кузнец) крепко держится Слова веры, очищающего сердце, и слова познания, научающего его жить со своим ближним, все чисто для него, даже если во время работы руки его и тело покрыты грязью».

Чумазый рабочий чист в сердце своем верою во Христа. И наоборот, в его закопченном мире все чисто для него, поскольку и это часть Божия царства, в которое он был призван.

Перу Лютера принадлежат два богословских шедевра с как будто противоречивыми названиями: «О рабстве воли» — книга о рабах греха, о нашей неспособности спасти себя, о полной зависимости от благодати Божией; и «Свобода христианина», где он исследует высшую свободу, даруемую верою во Христа. Вторая книга представляет две парадоксальные идеи: «Христианин является абсолютно свободным господином всего сущего, и неподвластен никому; Христианин является покорнейшим слугой всего сущего, и подвластен всем».
В духовном царстве совершенной свободы цари и крестьяне, богачи и нищие, мужчины и женщины всех культур и призваний равны перед Христом. Они свободны от требований Закона и этого мира. И все же, живя в земном царстве, они добровольно отказываются от своей духовной свободы для служения людям, жертвуют своими интересами ради ближних в призвании к любви и добрым делам. Повседневная жизнь преображается, а вера и добрые дела оказываются сторонами одной и той же медали.

Нам часто кажется, будто высокодуховная жизнь — это сочетание мистических размышлений, сверхчеловеческой добродетели или сверхъестественной силы, преодолевающей любые преграды. В действительности духовная жизнь внешне выглядит весьма обыденно. Она включает в себя обычный опыт создания отношений, заключения брака и воспитания детей, усилий по решению личных и рабочих проблем. Учение о двух царствах подразумевает, что Бог сокрыт в обыденной повседневной жизни.

Потому «духовны» не только моменты сверхъестественного восторга. Человеческие отношения тоже духовны. Любовные утехи, часто обретаемые в браке, — высокое и святое переживание. Выступая в роли родителей, — защищая, наказывая, заботясь и любя своего ребенка, — вы необыкновенно близки к Богу, тайно присутствующему во всем, что вы делаете для своего чада.

Удовлетворение, получаемое от работы, также есть нечто духовное. Когда делаешь то, что у тебя лучше всего получается, когда работа или творчество так захватывает, что чувствуешь себя, как говорят, «в своей тарелке», то Бог, даровавший тебе твои таланты и призвание, скрывается неподалеку.

Мы встречаем Бога не только служа и работая, но и принимая Его дары через других. Любовь супруга, родителей или друга в подлинном смысле несет в себе любовь Божию. Пользуясь результатами труда других — обедая в ресторане, ремонтируя машину, посещая врача, снижая скорость при виде полицейского, покупая качественные товары, мы имеем основание благодарить Бога. Наслаждаясь произведением искусства: слушая музыку, читая роман или застыв перед живописным полотном, я вижу особенно яркие проявления Божия владычества в человеческих призваниях. Тот факт, что богоданные дары других людей, ни в коей мере не присущие мне самому, доставляют мне столь неизмеримое удовольствие, побуждает меня возносить хвалу. Не только художнику, но и Богу, беспредельно щедрому во всех Его дарах.

 

Публикация о. Виталий

(Джин Эдвард Вейз, мл. ДУХОВНОСТЬ КРЕСТА Путь первых евангелических христиан)