Библейский текст: 3Цар 8:22–24,26–28 Отк 1:4–8 Лк 24:(44–49)50–53
44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
48 Вы же свидетели сему.
49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Проповедь:
Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.
Уважаемые братья и сестры,
День Вознесения Господня это большой, важный день для христианской церкви. В этот день произошел следующий исторический факт:
1) Мы, христиане, кажется, остались на земле без нашего Великого Наставника - Иисуса Христа. Он телесно покинул нас, вознесясь на Небо к Своему Отцу. Теперь встретиться с Ним мы можем только в Таинстве Алтаря. А до этого момента Господь постоянно пребывал со своими учениками на земле. И поэтому среди череды праздничного пасхального времени это, пожалуй, самое грустное время, несмотря на белый цвет праздника.
2) Однако кроме потери нашего Небесно - земного Учителя мы получаем надежду, некое обещание поддержки, некое обетование:
"И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше." (Лк 24:49)
Что же это за обетование такое, что же это за сила такая, о которой говорит Иисус?
Евангелист Лука, автор "Деяний апостолов" (и нашего с вами сегодняшнего евангельского текста), так описывает (в Деяниях) эту силу:
"И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещаного от Отца, о чем вы слышали от Меня... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1. 4,8).
Вот оказывается о какой силе говорит Иисус вот что это за обетование - Дух Божий и Его сила. Хорошо, может сказать кто-то скептически, Бог обещал, но где исполнение этого обещания? Где присутствие Божьего Духа? Разве мир не полон зла и несовершенства? Где Божий Дух, где Его деяния, в церкви? Разве все тут идеально?
Нет конечно, но нужно понимать, что церковь состоит, пожалуй, из таких же несовершенных людей, что и вне ее стен. Единственное различие между теми, кто внутри и кто снаружи это осознание сего факта собственного несовершенства верующим человеком, и признание нужды в Утешителе от Отца Небесного, Божьем Духе. Которого кстати никак и не обрести иначе, как только через Спасителя Иисуса Христа, ибо Он и говорит: Я пошлю обетование Отца Моего на вас!
Хотим быть подлинно духовными людьми? Чтобы Дух Божий не оставлял нас? Что же, есть шанс – быть чаще с Господом у Алтаря Его, там и обретем силу Свыше. Но что это за сила? Как проявляется-то? Если разница между теми, кто внутри ворот церкви и теми, кто вовне только в том, что одни осознают скудость своей духовности и свою греховность, а вторые не «заморачиваются» сложными вопросами и просто предпочитают жить обыденной жизнью, стараясь поступать так чтоб «совесть не грызла», тогда в чем проявление этой особой «церковной духовности»? Какой смысл в церкви?
А давайте, чтоб ответить на этот вопрос еще раз вчитаемся в евангельский сегодняшний текст. Итак:
«И сказал Господь апостолам: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. (Лк 24:46-48)
Вот он и ответ, пожалуй, на поверхности: ПОКАЯНИЕ и ПРОЩЕНИЕ! Но в чем каяться? Каковы мотивы совести? Что совестно, а что бессовестно? Пожалуй, совесть человеческая все же формируется его внутренними представлениями. Тем, во что он верит. Для одного человека вполне нормально может оказаться одно, и совершенно непозволительным то, что другой будет считать не просто нормой, а даже доблестью.
Вы слышали такое имя как Гонсало Герреро? Нет. А в Латинской Америке оно очень известно. Этот человек считается прародителем мексиканцев.
Родился он предположительно в 1470 году в южной Испании. уже в юные годы Гонсало своим участием в Реконкисте добился определенного авторитета. Когда с маврами было покончено, Гонсало отправился покорять Новый Свет, став одним из первых испанцев, обосновавшихся на Карибских островах. В возрасте 40 лет, когда у него наконец появились некоторые накопления, и он решил вернуться в Испанию. Но тут в дело вмешалось кораблекрушение.
Корабль пошел ко дну, сам Гонсало крепко получил по голове рухнувшей мачтой, но смог добраться до шлюпки. Однако там было не лучше, поскольку те, кому удалось выжить не могли высадиться на сушу около двух недель. Наконец течение подогнало их суденышко к побережью нынешней Мексики, где располагалось государство народа Майя - Чактемаль. Белых и странных людей конечно же не оценили и, по вполне приемлемым традициям тех мест и того времени, решили ритуально забить и съесть, часть принеся в жертву местным богам, что и было сделано с частью из них. Те, кто остался, были от этого не в восторге и бежали. Однако их поймало уже другое племя. Их посадили в клетки, а потом просто стали использовать в качестве рабов.
Через несколько лет в живых остались только монах-иезуит Агилар и сам Гонсало. Первый, как добропорядочный католик не принимает веру местных индейцев. Второй, напротив, интересуется обычаями майя, проявляет интерес к их культуре. Однажды ему удается спасти местного вождя от аллигатора, когда тот вздумал устроить в озере ритуальное омовение. После этого авторитет Гонсало взлетел очень высоко. Вождь был впечатлен и отблагодарил его дарованием свободы и воинского звания.
Это было именно то, что нужно! Тут Гонсало был мастер! Он первым делом взялся внедрять имеющийся опыт в военное бытие местных.
Помимо тактических и стратегических элементов началось строительство фортов, а заодно усовершенствование флота Чактемаля состоящего конечно из обычных каноэ. Однако под руководством Гонсало они превратились в нечто похожее на длинные корабли викингов. Одним словом, начались пиратские налеты на окружающие селения. После ряда удачных боев с соседними племенами его тело и лицо шрамируют и делают тату, что является высшим признанием для воина-майя.
Вскоре Гонсало женился на одной из местных аристократок, которая родила ему троих детей. Эти его потомки, первые индейско-испанские метисы и считаются, первыми мексиканцами.
Можно еще долго рассказывать об этой фигуре, однако важно не это, а то, что Гонсало посчитал для себя вполне нормальным принять образ жизни и дикие языческие ритуалы индейцев со сниманием скальпа врага, поеданием сердец и прочими человеческими жертвами. И конечно же совесть неоязычника уже никак не страдала от того, что творили его новые соплеменники. Ведь проиграть врагу, чужому племени, проявить слабость, вот где был для них грех. Их боги не прощали такого.
Да, то, во что мы верим, может кардинально менять нас. Порой быстро, порой медленно, но неотвратимо. Во что мы верим? В Воскресшего и взошедшего на Небеса? В Того, Кто продемонстрировал нам Путь Личного Креста ради спасения других? Или нам импонируют «сильные личности» вроде Гонсало? Конечно, Гонсало неординарная личность. В чем-то очень интересная. Но только во Христе правильно зазвучат настройки человеческой совести. В противном случае это будет необычное, очень индивидуальное звучание души, но вот верное ли? Ведь и каждый расстроенный рояль звучит очень неординарно, и все же крайне убийственно для извлечения верных нот, и создания мира музыки.
Вот такие как раз «верные ноты» Духа Божия, преображающие нас, звучат из Слова Церкви: «проповедану быть во имя Христово покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима». (Лк 24:47)
Во Христе есть подлинно спасение человеческих душ. Он их вознесение к настоящему, чистому идеалу. Лишь бы не заменить Господа чем-то иным, что может увести в погибель.
И все же есть ли определение того, что мы на верном пути? Пожалуй, есть способ. Это наша воцерковленность. Ведь вознесение в Божие Царство происходит для нас именно здесь, в Церкви. Каждый раз, когда душа на службе Божией, она возносится. Ибо Сам Господь посылает нам тут своего Утешителя – Духа Божия. Именно тут наступает час для испытания души, для Покаяния, и для Прощения. И Церковь — это вовсе не обязательно место, где исполняются чудесным образом наши пожелания. Скорее это то место, куда верующую душу тянет неумолимо.
Один священник как-то поделился такой историей:
Молодая женщина, будним днем зашла как-то в кафедральный собор. Народу почти никого. Взяла несколько свечек и пошла молиться.
Помолившись, направилась к выходу, и в этот момент ее окликнула одна из тамошних бабушек и сочувственно поинтересовалась:
– Что, бросил?
– Кто? Муж? Нет, всё в порядке.
– Тогда что же, гуляет?
– С чего это вы взяли? Нет, не гуляет.
– Сама болеешь? Или дети?
– Слава Богу, как у всех.
– Так, может, на работе у тебя неприятности? – недоумевает старушка.
Женщина смеется:
– Всё в порядке, бабушка.
– Тогда убей не пойму, что ты здесь делаешь, зачем в храм пришла?
Такие вот иногда, на уровне анекдота бывают у людей размышления. А ведь подлинно верующая душа ищет вознесения. Ей комфортно там, где Господь. Она ищет Прощения Божия и преображающей Благодати Духа Святого, а другого и не надо.
Аминь.