Обращение Савла

Библейский текст: 3Цар 19:15–21 Деян 9:1–22 Мк 16:15–18

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. 
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. 
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. 
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. 
8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. 
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил. 
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. 
11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, 
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. 
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; 
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. 
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. 
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. 
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. 
18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. 
20 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. 
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. 
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

Проповедь:

Апостол Павел (25 января) ранее звался Савлом, что значит «выпрошенный», «вымоленный». По словам блаженного Августина, апостол Павел был дарован христианству как великий результат гибели первомученика Стефана. Бог поругаем не бывает, бесполезно идти против Его воли. Мир, мы сами и все что нас окружает, принадлежит Ему. И потому попытка уничтожить христианство в лице первых его представителей привело только к одному — Бог именно из их рядов создал себе великого защитника христианства.

Господь как бы играет с теми, кто противится Его воле. Чем больше давление, тем больше отдача. Люди, имеющие отношение к законам физики вполне понимают, что идти против законов природы бессмысленно. Можно лишь их учитывать и тогда можно получить много благ, связанных и с электричеством и с механикой и с биологией и медициной пр. и пр.

Человек, пытающийся противостоять законам природы, например, пытающийся осушить океан будет воспринят нормальными людьми как не совсем нормальный. — Это касательно законов природы.

Но вот что касается их Создателя, здесь дело почему-то меняется в другую сторону. Создателем даны 10 заповедей. Например, одна из них гласит: «Помни день покоя, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — покой Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день покоя и освятил его». (Исх. 20,8–11). «Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь» (Левит 26:2–12).

Многие ли из тех, кого мы знаем, соблюдают эту заповедь?

Много тех, кто чисто номинально считается христианином, кто по большим праздникам вдруг вспоминает о том, что он христианин, приглашает бабушку и дедушку, накрывает рождественский или пасхальный стол и включает голубого друга, по которому показывают торжественное богослужение в храме Христа Спасителя.

Удобно, в церковь ходить не надо. Времена новые, электронные, отныне не прихожане идут к Богу, а церковь идет в каждый дом с экранов телевизора.

Но это ведь на самом деле лишь картинка, грубый суррогат. Как можно, смотря например Новогодний выпуск голубого огонька почувствовать вкус вкушаемых гостями яств? Да в том то и дело что никак. То же и с духовной жизнью. Только личное присутствие в храме Божием, может дать нам возможность стать участниками чуда присутствия Бога в нашей жизни. Именно поэтому и дана для нас эта заповедь — «святи день покоя».

Но, как я сказал, люди предпочитают продолжать настаивать в своем упорстве и идут «против рожна».

Смотрим словарь: Рожон — Острый кол, укрепленный в наклонном положении. Лезть (идти) на рожон (разг.) — предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности.

В нашем сегодняшнем отрывке из Библии мы читали историю апостола Павла в котором отражен пример человека пытающегося это делать: «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Чем закончилось такое поведение для Павла? Слепотой! — «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки…»

Таков конец каждого, кто противится Богу. И надо заметить, что слепота бывает разная, она может иметь не только физическую форму. Бывает слепота и духовная.

Еще один пример из Библии – время Исхода, Моисей, народ и фараон. Моисей говорит фараону о том, что тот должен отпустить народ Божий, однако фараон этого не желает. Библия говорит, что Бог ожесточил сердце фараона, закрыл от него свет истины: «А я сделаю твердым сердце фараона» (Исход 7:3). Как это произошло, что Бог, пославший Моисея к Фараону со свидетельством, тем же самым образом ожесточил его сердце? Да так же, как и всегда, - неверующий, слыша Божью Волю, лишь ожесточается в своем противостоянии.

Зачем Бог это делает? Для чего? Ведь в итоге фараон губит и себя, и многих других. Разве не логичнее было бы Богу, как-нибудь сверхъестественным образом, перенести свой народ в безопасное место сразу – в Землю обетованную? 

Ну что же, это вопрос Теодичеи. ТЕ́ОДИКЕ́Я (или ТЕ́ОДИЦЕ́Я от греч. Θεός – Бог и δίϰη – справедливость). Бог допускает случаться некоторой несправедливости в мире, поскольку видит будущее наперед в его полном объеме. В отличие от человека, который может оценивать только свою собственную жизнь, оперируя лишь тем скудным опытом, который у каждого из нас есть в запасе. Оттого мы совершенно по-разному оцениваем события происходящие вокруг нас. Вот, например, для евреев слепое, ожесточенное сердце фараона было проблемой, для нас же, знающих чем все закончилось – решением, через которое Бог подвел Божий народ к черте испытаний, продлившихся 40 лет блуждания по пустыне, и закаливших его в доверии Богу, очистивших его от рабского духа служения человеку. Впрочем и такое объяснение ТЕОДИКЕЕЙ лишь философия. 

Но вот, что верно, то верно, мы навряд ли готовы правильно оценивать ситуацию. И не всегда грешный человек доверяет Богу? 

Так что же делать? Есть ли выход?

Да, есть, об этом свидетельствует все та же история апостола Павла. Почему? Да потому, что человек, избравший для себя путем жизни путь противостояния Богу и дошедший в результате до слепоты, может коренным образом все изменить.

Как? — Доверившись в конце концов Творцу, Который всегда рядом.

Ослепнув, Павел понял, что дальше идти этим путем, по которому он до сих пор шел, нельзя. Нужно что-то менять. И он поменял. Он прислушался к Голосу Божьему. Он покаялся, он пошел в Дамаск, как повелел ему Господь.

Жаль, но, к сожалению, как для отдельных людей, так и для отдельных народов порой нужно коснуться духовного дна, нужно пройти через ужасы топок фашистских концлагерей, через страх коммунистических репрессий и горы крови, перед тем как остановится, и отвернуться от опасных заблуждений.

Помните, Бог ломает значимых, противящихся Его воле. И чем менее гибок прут, тем легче он ломается. Это не просто слова, это закон физики.

Вот почему в Библии рассказывается о падении Павла. Вот для чего мы узнаем о его слепоте. Этот пример свидетельствует о главном, о причине покаяния Павла, давшего ему возможность вновь обрести, наконец, мир Божий в своей душе, вместо бессмысленного противостояния. Павел не только прозрел, он запомнил этот урок на всю жизнь, и стал великим апостолом христианской церкви. Итак…

Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь