Библейский текст: Ис 35:3–6 2Тим 4:5–17 Лк 10:1–9
1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9 и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
Пропроведь:
Дорогие братья и сестры,
Сегодня мы с вами отмечаем день св. Луки, апостола и евангелиста.
Св. апостол Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Вполне возможно, что его родители не принадлежали к евреям: об этом свидетельствует имя, данное апостолу, Лука, это сокращенное от латинского Лукиан.
Однако в своих произведениях Лука показывает серьезное знание Моисеева закона и знакомство с иудейскими обычаями. Все это наталкивает на мысль, что Лука еще до своего знакомства с христианством, очевидно, был человеком из прозелитов, язычников, принявших иудаизм.
Кем был Лука? Видно, по всему, что Лука был образованным человеком, его греческий, на котором написаны его произведения. Гораздо чище, чем у остальных писателей Нового Завета. Из послания к Колоссянам мы видим, что он был врачом: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас» - пишет в Послании к Колоссянам ап. Павел (Колоссянам 4:14). Ну а если взглянуть кроме св. Писания и в Предание, то мы узнаем о том, что он был и живописцем.
Традиция приписывает его, кроме того, к группе 70-и апостолов, об избрании которых, кстати, сегодня идет речь, в его (Луки) Евангелии. Если это так, то Лука о Послании Мира, данном служителям Христовым, знал даже не с чьих-то слов, но напрямую, от самого Господа.
Итак, что же это за Послание Мира? Давайте посмотрим: идите, говорит Господь, - «Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится».
Послание апостолов Христовых — это послание мира. Именно мир должны нести и проповедовать священники Христа. И принятие этого мира, есть принятие мира Самого Бога. А теперь, дорогие прихожане, давайте на минуту представим, каково это, говорить о мире в мире, полном несправедливости и войн? Как можно сохранять мягкость и любовь там, где подобное поведение рассматривается лишь как слабость?
Наверное, именно поэтому Иисус говорит посланным: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков».
Но все же, несмотря на то что решить проблему мира в обществе, насквозь пропитанном идеей борьбы и конкуренции сложно, не стоит опускать руки в строительстве Божьего мира. Можно, конечно, убедить себя в том, что все мы грешны, и что нет никакого смысла в том, чтобы бороться за любовь и мир в этом мире, так как это все равно бесполезно. Все равно мир грешен, и таким и останется до скончания времен, пока не придет Судия Праведный. Однако это будет ошибочным решением, и уж по крайней мере, не тем решением, которое принял Лука, после того как пережил самые трагические события как в его жизни, так и жизни всех тех, кто знал Господа.
После смерти и Вознесения Христа, Лука пребывал некоторое время с другими апостолами в Иерусалиме, но затем, по Преданию, отправился на родину, - в Антиохию. Отсюда он удалится лишь для того, чтобы стать спутником и сотрудником святого апостола Павла, с которым они вместе отправляются на проповедь в Грецию. В Македонии Павел оставляет Луку для утверждения и устроения там Церкви.
Лука не боится того, что мир не поймет проповеди Христа. Он знает, через него, как и других апостолов, Господь свидетельствует чудесным образом. Даже если эта проповедь, об идущем на смерть за человечество Боге, кажется народам, которые его окружают, – безумием, он все равно продолжает говорить об этой жертвенной Божьей любви.
Да, для греко-римского мира, с его очень уж человеческим пантеоном, в котором Боги мало чем отличаются в своей гордыни от людей (разве, что только силой), непонятна мысль о Божестве готовом отдать себя в жертву за других. Скорее это даже поведение не богов, а эгоистичного человечества. Вспомним Прометея? Он не был Богом, и только поэтому имел сострадание к людям. Истинный Бог, по мнению греков, не может снисходить до людей. Их проблемы не могут волновать Его. Он выше и их, и их проблем. Но так рассуждали и продолжают рассуждать не только греки. И сегодня кажется, что мир олигархов это иной, звездный, «божественный» мир, они, «боги» политического, нефтяного и банковского сектора вроде вправе не замечать беды тех, кто находится ниже их по шкале жизненного успеха…
Но вот приходит Господь и ломает своей жертвой это представление. Он призывает учеников, и говорит им: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков…». И Он же напоминает, не стоит бояться, нужно свидетельствовать Божий, а не человеческий мир: «В какой дом войдете, …говорите: мир дому сему». Это великая надежда. Бог любит нас. Тот, кому принадлежит все, восходит на Крест ради нас. Вот каков Его пример для нас!
Дорогие братья и сестры, в мире существует популярное высказывание: «Жизнь измеряется не числом вдохов и выдохов, а числом мгновений, в которые перехватывает дыхание». Обычно считается, что счастлив по-настоящему, только тот, кто может позволить себе разнообразить свою жизнь так, что она переполняется подобными мгновениями. Но действительно ли это высказывание верно?
Разве не важнее достижение покоя души? Мира Божьего? Вы знаете, если посмотреть на олигарха Ветхого Завета, царя Соломона, то мы можем точно сказать, что его жизнь была очень насыщена впечатлениями. Он сам о себе некогда сказал: «Я… не возбранял сердцу моему никакого веселья» (Еккл. 2.10) Но вот результат: «Все суета - и томление духа» (Еккл. 2.17).
Больше, мощнее, богаче, не значит лучше, не значит мир. Да, очень важно уметь находить радость в обычных вещах. Ведь именно обычное, день, час, минута, которые мы проживаем, и есть для нас самое главное. Потому не стоит поддаваться напрасным страхам, что у нас чего-то не хватает. «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас» (Ис. 35:3-4) - призывает пророк Исайя. Делайте то, что возможно, исходя из того, что есть, оставаясь благодарными Богу за сегодняшний миг и день, а там будь что будет. Принимайте, слушайте священников, тех, что свидетельствуют, подобно Луке, Мир Божий, Благую Весть, и однажды приблизится ко всем нам Царствие Божие. Аминь.
Иллюстрация: Апостол Лука. Художник Валантен де Булонь, XVII век