Сеятель, работа Джеймса Тиссо

Библейский текст: Ис 55:6–11 Евр 4:12–13 Лк 8:4–15

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. 
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Проповедь:

Благодать вам и мир, от Бога отца и господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами читали притчу Спасителя о сеятеле (Лк. 8: 5-15). 

Речь тут пойдет о Божественном и земном. Что символизирует собой Божественное в притче? Многие уже знают ответ на этот вопрос — конечно же «семя». Сам Иисус об этом говорит. Оно знак Божьего Слова, что рождает Веру. Ну а земля? Земля это — мы с вами.

Рассказывая притчу, Иисус обращается к простым людям, которым хорошо знаком тяжкий труд жителя села. Эти люди знают, что значит сеять и трудится над урожаем. Земля удобренная, отдохнувшая, ухоженная, как правило дает хороший урожай. Но даже только в том случае, если про него не забыть. Не просто закинуть семя на землю, но вначале подготовить ее, взрыхлить, дабы семена упали несколько глубже и не подвергались бы ни воздействию прямых, губительных лучей солнца, или ветров, способных перенести семена в иное, неплодное место, или голодных птиц. 

Само собой понятно, что в процессе развития растений необходимо поливать их, следить за появлением сорняков, вовремя пропалывать, чтобы они не загубили саженцы.

Итак, мы видим, что результат сильно зависит как от качества почвы, — она не должна быть каменистой, иначе семя, упавшее на камень не просто, не сможет прорости, но будет унесено ветром, — но и от того, как мы ухаживаем за урожаем.

Если семя это Слово Божие, а земля это мы, то само собой понятно, что наше призвание — это быть плодородной землей. Такой землей, в которой Слово Божие нашло бы место для своего развития.

Но стоп! - Скажет кто-то, разве не задача евангелической церкви говорить о том, что все в Божьих руках, что невозможно противиться Благодати Божьего Слова, которая выше всяческих преград, способных развиться в грешной человеческой душе? Разве Благодать не способна и простить, и разрушить все это?

Способна, но только тогда, когда мы принимаем ее. Об этом и говорит нам притча. Семя должно быть ПРИНЯТО землей. В противном случае рост его невозможен: «а упавшее семя на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают». Что же, если мы действительно Евангелическая церковь, наша задача со всей серьезностью отнестись к Благой Вести. Церковь часто сравнивают с Божьей Матерью, наш евангелист Лука во второй главе своего евангелия дважды упоминает что Мария, сохраняла слова Божьи в сердце своем (ст.19 и 51). Также нужно поступать и нам по отношению к семени Благой Вести. Только в этом случае, подобно Марии, мы становимся поистине плодородной землей, способной давать урожай. 

Вот как оказывается, выходит, для Спасителя по Его притче плод сильно зависит от качества земли! Жутко об этом думать, но стоит задаться вопросом — а какого мы с вами качества? Что из себя представляем? Ответ напрашивается сам собой, не правда ли? - да никакого особо!

Пророк приводит Божие Слово: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои ВЫШЕ путей ваших, и мысли Мои ВЫШЕ мыслей ваших. (Ис. 55.6-11)

И Иисус, говоря свою притчу о сеятеле, хорошо знал, жизнь человеческая трудна и полна скорбей. Непросто здесь взрасти Слову Божию. Потому Он, не знавший греха, берет все в свои милостивые руки. Ведь все, к чему человек родившийся во грехе ни прикоснется, несет печать несовершенства. Это проклятие Адама. На иврите אֲדָמָה кстати – земля. Адаму было некогда сказано: «проклята земля за тебя».  

Может кто помнит, или видел мультфильм 1954 года «Золотая антилопа». Это даже не моя молодость. Это молодость бабушек и дедушек, когда он вышел. События происходят в Индии, главный герой жадный раджа. Так вот, с ним происходит ровно то, что некогда произошло с царем Мидасом из древнегреческих мифов. Бог Дионис даровал ему – дар-проклятье. До чего бы ни дотронулся греческий царь, всё превращалось в мертвую материю – золото. 

Так грешное человечество чем бы ни занялось, обязательно будет иметь кроме доброго и тень несовершенства, зла. Это «дар» сатаны (познаете добро и зло).

И все же апостол утешает: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Посл. ап. Павла к Евр. 4.12) 

А Господь добавляет: «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!». (Лк. 8.15)

Слово Божие это дар. Он проникает. Но результат здесь вовсе не подарок, это плод долгой и трудной работы над собой. Его нужно беречь в душе. Нужно быть крайне осторожными в том, что принимает, к чему стремиться наше естество. Ведь кроме семени Божьего Слова в мире много всего, разного, …и соблазнов в том числе. 

В землю, как и в сердце человека западает всякое, различные «семена», и «сеятель» знает, чтобы не погиб урожай, нужно потрудиться в борьбе с сорняками. Когда семя в земле, наступает время борьбы за него. Место — мы сами, наша жизнь. Битва тут идет каждый день и, как в каждой войне, здесь легко переступить рамки дозволенного. Ну скажите, как можно защищаться «с любовью» от того, кто нападает? 

Защита с легкостью может вдруг стать оправданием для гонений и преследований. Где грань? Где та золотая середина, что позволяет пройти над пропастью Бытия, не сорвавшись в фанатизм или отдавшись чарам эпикурейской вседозволенности? 

Все мы, так или иначе, но живем в частично выдуманном нами же мире. Как считал Кант, мы не можем познать вещь в самой себе. Внутреннее сокрыто, люди выносят суждения поверхностно, по внешним проявлениям. И грешный мир, не терпящий Божьей Правды, пользуется этим, навешивая ярлыки он придумывает себе оправдание, почему проще жить без заповедей и без Слова Божьего. Ну а результат?

Нам плохо! Но не потому, что кто-то нас специально обидел, а потому, что – мы обиделись.

Так и поступает сатана. Он пользуется нашими обидами, которые мы взращиваем в наших сердцах словно сорняки на поле, дабы умножать несправедливое зло.

Так душа человека не зная покоя, вечно скитается впотьмах, пытаясь нащупать Смысл жизни… И вдруг Господь говорит нам: «слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.» (Ис.55.11)

Слово Божие, — вот что изменит нашу жизнь. Избавит от тщеты бытия.

В 2014 году в свет вышла фантастическая кинокартина «Грань будущего». Ее часто показывают по телевидению так что наверняка кто-то ее видел. В главной роли там Том Круз и Эмили Блант. Картина снята по произведению Хироси Сакурадзуки «Все, что тебе нужно – это убивать». 

Сам фильм напоминает боевой «День сурка» с захватывающим сюжетом. Главный герой сражается с пришельцами. Мир, охвачен войной с мимикрами, прибывшими на Землю с метеоритным дождем. Они способны перезапускать время. В итоге одерживают победу, поскольку могут по нескольку раз переигрывать сценарий сражения.

Майор Уильям Кейдж – специалист по связям с общественностью в армии США, волею случая вынужден вступить в бой, обрекая себя на смерть. Во время сражения он заражается от крови мимикра и обретает ту же способность «перезагружать» прожитый день, приходя и в сознание накануне битвы, которая унесет жизни всего отряда…

Но вообще-то мы где-то это уже видели. Достаточно взглянуть на жизнь человечества после грехопадения. Каин убивает Авеля. Два первых рожденных, брата и вот этот нескончаемый ужас перезапускается вновь и вновь. Словно в фильме, где герой оказывается в своем худшем кошмаре, переживая кровавый ад день за днем…

Где тут смысл? Нет его. Такова судьба «мудрости» и «силы» человеческой, прах ты и в прах возвратишься… словно семя… 

Что же вознесется? – Крест Спасителя! Он взойдет.

Оглянитесь вокруг. Жизнь буквально всюду напоминает нам об этой важной истине. Не зря Пророк призывает нас: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.» (Ис. 55.6) Примем ли с верой? Или все так и останется лишь, любопытной картинкой очередного фантастического, самими нами выдуманного сюжета?

Слово Божие — это дар, что словно семя порождает рост веры. Которая обязательно принесет и плод, по крайней мере в том случае, если не будет утрачена - «иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его…». Дай Бог, чтобы этого никогда не произошло. Аминь.