Афанасий, епископ Александрийский

Святой Афанасий, великий отец Церкви. Год рождения - около 297 года город Александрия в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания.

Когда св. Афанасий был еще очень юным подростком, на него обратил внимание Александрийский Патриарх. Это произошло при следующих обстоятельствах:

Однажды группа детей, среди которых находился и Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием.

С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена ортодоксальными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

9 июня 328 г., после смерти святого патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего христианского населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет св. Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить его.

Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным ортодоксальным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, Святой продолжал твердо отстаивать апостольскую веру и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом апостольской церкви. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения св. Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту апостольской Церкви, в том числе письмо к императору Констанцию. Известны комментарии св. Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым Афанасий был очень близок. Другой отец церкви, Иоанн Златоуст советовал читать каждому христианину это произведение.

Труды св. Афанасия это один из фундаментальных основ патристики. Некогда они заставили обратиться к Христу Аврелия Августина ставшего великим святым епископом Иппоны. Да и не только его. Написанные восемнадцать столетий назад, эти книги до сих пор направляют верующих. И не только потому, что писал их человек ученый, а потому, что сам епископ подтвердил примером собственной жизни приверженность Христовому учению.

Библиография

318 • Слово против язычников (Λόγος κατὰ ῾Ελλήνων / Oratio contra gentes)
318 • Слово о воплощении Бога Слова (Λόγος περὶ τῆς ἐνανθρωπήσεως τοῦ Λόγου / Oratio de incarnatione Verbi)
339 • Окружное послание (̓Επιστολὴ ἐγκύκλιος / Epistula ad episcopos encyclyca)
~350 • Защитительное слово против ариан (̓Απολογητικὸς κατὰ ̓Αρειανῶν / Apologia contra Arianos)
350-351 • Послание о постановлениях Никейского Собора (Epistula de decretis Nicaenae synodi)
354-355 • Письмо к Драконтию (̓Επιστολὴ πρὸς Δρακόντιον / Epistula ad Dracontium)
356 • Житие св. Антония (Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ̓Αντονίου / Vita S. Antonii)
356 • Окружное послание к епископам Египта и Ливии (̓Επιστολὴ πρὸς τοὺς ἐπισκόπους Αἰγύπτου καὶ Λιβύης / Epistula encyclyca ad episcopos Aegypti et Lybyae)
~357 • Защитительное слово пред царем Констанцием (Πρὸς τὸν βασιλέα Κωνστάντιον ἀπολογία / Apologia ad Constantium imperatorem)
357 • Защитительное слово о бегстве своем (̓Απολογία περὶ τῆς φυγῆς αὐτοῦ / Apologia de fuga sua)
357-358 • Послание о смерти Ария (Πρὸς Σεραπίωνα τὸν ἀδελφόν / Epistula ad Serapionem de morte Arii)
357-359 • 4 послания к Серапиону, епископу Тмуисскому, о Святом Духе (̓Επιστολαὶ πρὸς Σεραπίωνα Θμουέως ἐπίσκοπον / Epistulae IV ad Serapionem episcopem Thmuitanum)
358 • История ариан к монахам (Epistola et Historia arianorum ad monachos)
358-359 • Послание к монахам (̓Επιστολὴ πρὸς μονάχοντας / Epistula ad monachos)
362 • Свиток к антиохийцам (῾Ο πρὸς τοὺς ̓Αντιοχεῖς τόμος / Tomus ad Antiochenos)
362 • Послание к Руфиниану (̓Επιστολὴ πρὸς ῾Ρουφινιανὸν ἐπίσκοπον / Epistula ad Rufinianum episcopum)
363 • Послание к императору Иовиану (̓Επιστολὴ πρὸς ̓Ιωβιανόν / Epistula ad Jovianum imperatorem)
?365 • О явлении во плоти Бога Слова и против ариан (Περὶ τῆς ἐνσάρκου ἐπιφανείας τοῦ Θεοῦ Λόγου καὶ κατὰ ̓Αρειανῶν / De incarnatione Verbi Dei et contra Arianos)
~368 • Послания к авве Орсисию (̓Επιστολαὶ πρὸς ̓Ωρσίσιον / Epistulae ad Orsisium)
369-371 • Послание к епископам африканским (̓Επιστολὴ πρὸς τοὺς ἐν τῇ ̓Αφρικῇ τιμιωτάτους ἐπισκόπους / Epistula ad Afros episcopos)
371-372 • Послание к Эпиктету (̓Επιστολὴ πρὸς ̓Επίκτητον / Epistula ad Epictetum episcopum Corinthi)
371-372 • Послание к Адельфию (̓Επιστολὴ πρὸς ̓Αδέλφιον / Epistula ad Adelphium episcopum et confessorem)
371-372 • Послание к Максиму философу (̓Επιστολὴ πρὸς Μάξιμον φιλόσοφον / Epistula ad Maximum philosophum)
~372 • Послание к Палладию (̓Επιστολὴ πρὸς Παλλάδιον / Epistula ad Palladium)
• Послание о Дионисии, епископе Александрийском (̓Επιστολὴ περὶ Διονυσίου τοῦ ἐπισκόπου ̓Αλεξανδρείας / Epistula de sententia Dionysii)
• Послание о Соборах в Аримине Италийском и Селевкии Исаврийской (̓Επιστολὴ περὶ τῶν γενομένων ἐν τῷ ̓Αριμίνῳ τῆς ̓Ιταλίας καὶ ἐν Σελευκείᾳ τῆς ̓Ισαυρίας συνόδων / Epistula de synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria)
• Послание к Маркеллину об истолковании псалмов (Εἰς τὴν ἑρμηνείαν τῶν ψαλμῶν / Epistula ad Marcellinum de interpretatione Psalmorum)
• Послание к Амуну (̓Επιστολὴ πρὸς ̓Αμοῦν μονάχοντα / Epistula ad Amunem)
• Все предано мне Отцом Моим (Εἰς τό̇ Πάντα μοι παραδώθη ὑπὸ τοῦ Πατρός μου / In illud: Omnia mihi tradita sunt)
• Слово против ариан (Λόγοι κατ̓ ̓Αρειανῶν, Orationes contra Arianos)