
Библейский текст: Быт 50:15–21 Рим 14:10–13 Ин 8:3–11
2 А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.
Дорогие братья и сестры во Христе! Давайте сегодня поразмышляем о важнейших аспектах нашей веры: о милосердной любви, явленной нам в Господе нашем Иисусе Христе, о единстве, которое мы обретаем в Церкви, и о Таинстве Причастия, которое это единство укрепляет и освящает.
Наше чтение из Евангелия от Иоанна, глава 8, стихи 3-11, повествует нам о женщине, взятой в прелюбодеянии, что была приведена к Иисусу. Книжники и фарисеи, жаждущие осуждения и крови, использовали её как приманку, чтобы уловить Иисуса в ловушку.
Но Господь, полный милосердия и истины, ответил им: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень.» (Ин 8:7).
Этот эпизод – ярчайшая иллюстрация милосердной любви Бога, явленной во Христе. Он не оправдывает грех, но Он не осуждает грешника. Он видит боль, страх и отчаяние этой женщины, и Он предлагает ей прощение и новую жизнь. «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11).
Что же, надо заметить, что подобная милосердная любовь – краеугольный камень нашей веры. Сам Господь на Кресте дал нам сей пример. Вместо того, чтобы вновь стереть во гневе мир очередным катаклизмом вроде вселенского потопа, Иисус взойдёт на Голгофу принять за нас заслуженную смерть, чтобы мы жили. Этот пример является противоположностью жестокости, лицемерию и осуждению, которым пронизан грешный мир человека. Следование пути Христа требует сострадания, понимания и готовности прощать. И вот в случае с грешницей мы видим яркий пример того, что на самом деле хочет Бог. Не наказание Ему нужно, не смерть, а чистая, добрая жизнь.
Тут мне приходит на ум история Иосифа из Книги Бытия, что сегодня также читали (50:15-21). Его братья, терзаемые чувством вины за то, что продали его в рабство, боялись его мести после смерти отца. Но Иосиф, пройдя через множество испытаний, проявил к ним милосердие и любовь. Он сказал им: «Не бойтесь; ибо разве я Бог? Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50:19-20).
Иосиф не только простил своих братьев, но и увидел руку Божью в их злом деянии, позволившую ему спасти народ от голода. Это пример истинного прощения и любви, которая превосходит обиду и стремится к восстановлению отношений.
Как бы хотелось, чтобы в мире люди как можно чаще руководствовались такими примерами. Тогда наш мир наверняка был бы намного лучше. Лишился бы войн, став примером подлинного взаимопонимания и сочувствия.
Апостол Павел в Послании к Римлянам (14:10-13) также сегодня призывает нас не судить друг друга. «Зачем ты осуждаешь брата твоего? Или зачем ты унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим 14:10).
Он напоминает, что каждый несёт ответственность только перед Богом, и наше дело – не осуждать, а поддерживать и укреплять друг друга в вере. Он призывает к терпимости и уважению к различным мнениям и обычаям внутри христианской общины, подчёркивая, что Царствие Божие не в пище и питии, но в праведности, мире и радости во Святом Духе.
Надо сказать, что с самого начала своей миссии христианство столкнулось с трудностью диалога и взаимопонимания. Господь заповедал апостолам нести Благую весть по всему миру: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мт. 28:19). А ведь это поистине непростая задача, как говорит пословица — сколько людей, столько и мнений. Каждый человек отличается от другого привычками, вкусами, мнениями…
Вот многие семейные пары порой ругаются из-за мелочей чуть ли не каждый день, обвиняют друг друга в чем ни попадя, а потом, после ссоры, молчат и разбегаются по углам.
И никто не хочет признать что завелись по идее из-за ерунды, после чего, на эмоциях, заявляют, что им лучше пожить отдельно. Понятно, что при напряжённой обстановке в семье, когда по каждому поводу сверкают молнии, исчезает чувство лёгкости, близости в отношениях, и тогда супруги отдаляются от друг друга. В итоге доходит до развода.
Господь любил притчи, воспользуюсь Его примером и расскажу вам такую историю:
Однажды летом, на полянах распустились прекрасные цветы разных окрасок и видов, они источали невероятный, нежный аромат.
Некоторые из этих цветов стояли совсем близко друг к другу и так как многие из таких цветов нравились друг другу, они решили навсегда скрепить свой союз красоты и гармонии, чтобы вместе радовать окружающих.
Вся эта красота росла и расцветала, но наступил вечер и пошёл ливень. Ливень был сильный и продолжительный, нетипичный для летней погоды.
Цветам приходилось нелегко: тяжёлые, холодные капли сверху больно ударяли по лепесткам, по соцветиям. Но те цветки, которые стояли рядом друг с другом, вынуждены были терпеть, когда брызги от удара капель летевших на рядом стоящий цветок попадали и на них.
Эти брызги почему-то выводили из терпения множество красивых цветков, так что начинались бесконечные споры и обиды:
- Почему ты брызгаешься на меня? - кричал один цветок в паре
- Разве ты не видишь, как мне больно терпеть удары дождя? Что же ты ещё добавляешь мне горести и своими брызгами? - кричал другой.
И лишь только от одной пары цветков не доносилось таких криков. Около них была тишина, но в этой тишине таился невидимый труд.
Каждый из этой пары был так удручён не теми небесными холодными каплями, которые действительно больно ударяли по ним, но больше всего их огорчало то, что эти холодные капли с неба ударяли по ближнему, причиняя тому боль, так что он не выдерживал и плакал, уже невозможно было отличить - где были слезы, а где капли.
И тогда при малейшем движении ветерка каждый из них, плача, старался своими лепестками дотянуться и вытереть эти слёзы-капли у другого.
Когда же ночью грянул мороз, то он скрепил это их движение друг к другу, так что они застыли, соприкоснувшись своими лепестками, и эта любовь, что текла в их стеблях и листьях, передавалась одному к другому, согревая теплотой и не давая замёрзнуть.
Когда же на утро вышло солнце и согрело всех своими лучами, от красивой цветочной поляны не осталось и следа, все цветы поникли, завяли и сгнили.
Но посредине поляны, крепко сцепились листьями пара роз, они держались друг за друга, и те остатки теплоты, что оставались у них, стали для них новым источником жизни, позволив им выжить, и продолжить радовать друг друга и окружающих.
Сия притча демонстрирует насколько важно быть в гармонии друг с другом. Душевное тепло крайне важно и между отдельными людьми, что уж говорить о целых народах, традиции и обычаи которых могут отличаться кардинальным образом.
Не зря апостол Павел, в своём послании к Римлянам старается напомнить о важности взаимопонимания. Да, конечно первым христианам из евреев казалось естественным требовать от тех, кто пришел ко Господу из язычников, соблюдения иудейского Закона. Правил кошрута. Кошрут это целая система законов, которые должен был соблюдать в пище и питие иудей, чтобы не нарушать Галахе — закон религиозный.
И вот Павел, Говоря — «что ты осуждаешь брата своего?» добавляет: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.» (Римл. 14:14-15)
Не в форме еды или пития спасение. Оно в Господе. И суть кошрута Ветхого Завета в его символическом напоминании о Небесной Пище, о Евхаристии, что объединяет сегодня христиан по всему миру с Господом в единую Церковь. Церковь Милости и Любви Божией, где нет места всему тому, что может послужить соблазном или преткновением для брата или сестры во Христе.
Мы все через Таинство вкушения Крови и Плоти Христовых как члены одного Тела Христова, вступаем в общение с Самим Богом и получаем благодать для жизни в соответствии с Его волей. Причастие – это не просто ритуал, это реальное участие в жизни Христа. Это исцеление наших ран и укрепление нашей веры, здесь нас связывает друг с другом общая вера, надежда и любовь. Потому не стоит осуждать друг друга за недостатки и слабости, лучше поддерживать и согревать друг друга, помогая расти и развиваться во всех отношениях, а прежде всего духовно.
Выдающийся теолог XX века, Пауль Тиллих, к примеру как раз размышлял о смысле обретения себя в единстве с Богом и другими людьми. И вот он пришел к мнению, что истинное, подлинное "Я" человека (таким как задумал его Бог изначально) раскрывается не в изоляции и самодостаточности, а в отношениях.
Только в глубокой связи с Богом и с другими людьми мы можем преодолеть чувство отчуждения и обрести полноту жизни. Тиллих говорил о «мужестве быть», которое возникает из осознания нашей принадлежности к чему-то большему, чем мы сами. Одна из его работ как раз и носит такое название «Мужество быть» Это «быть» укрепляется через веру и через общение в Церкви, где мы встречаем Бога и братьев и сестёр во Христе.
Тиллих писал: «Вера – это мужество принимать принятие». Это означает, что мы должны принять себя, несовершенных и грешных, такими, какие мы есть, зная, что Бог любит нас и принимает нас без всяких условий. Если мы взглянем глазами Господа умершего за наш человеческий род на Кресте, и отпустившего грешницу без осуждения «и Я не осуждаю тебя», если мы сможем принять Его принятие нас такими, каковы мы есть, что же, тогда это станет неплохим шансом к тому, чтобы трезво взглянуть и на свои недостатки и, наконец, обрести силу по настоящему любить других без предварительных требований. Ведь признание проблемы, всегда есть первый шаг к её решению.
Что же, братья и сестры, давайте стремиться к милосердной любви, которую явил нам Господь наш Иисус Христос. И будем строить единство Церкви, прощая друг друга и поддерживая. С благоговением принимая Таинство Причастия, укрепляющее нашу связь со Христом и друг с другом. Аминь.