Евангелист Марк

Западная христианская традиция 25 апреля отмечает "День святого апостола и евангелиста Марка".

Символом св. Марка стал образ льва. Почему?

В Откровении от Иоанна (Откр. 4:6-8) представлен  так называемый тетраморф - τετρά-μορφος (греч. четырёхобразный), который поделен на четырех апокалиптических существ, стражей четырех углов трона Господа и четырех пределов рая. Позднее эти символы и перешли в иконографию Нового Завета применительно к четырем творцам канонических Евангелий.

По очень древней традиции, в образе крылатого льва Марку явился ангел и произнес историческую фразу: "PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS" или "Мир тебе, Марк, мой евангелист".

Евангелие Марка словно рык грозного зверя в пустыне, оно было скорее всего адресовано к Риму, центру тогда существовавшей империи.

Сам Марк по преданию родился на территории современной Ливии в достаточно зажиточной семье, которая впоследствии переехала в Иерусалим.

При рождении мальчик получил двойное имя Иоанн-Марк, где первое имя указывало на его еврейское происхождение, а второе на связь с римской империей. В Иерусалиме семья Марка сблизилась с учениками Христа, и их дом не редко принимал у себя Иисуса с апостолами.

Юный евангелист был свидетелем событий ареста и гибели Христа, которые впоследствии описал по просьбе святого Петра. Марк стал спутником апостолов Петра и Варнавы в их миссионерском путешествии и, таким образом, вошел в число 70 первых апостолов, начавших распространять христианство.

Из всех четырех евангелий, от Марка - самое короткое, и наполнено чудесами Господа, о которых евангелист очевидно записал со слов Петра. Римляне просили Петра описать подробно все, что было связано с жизнью и Воскресением Христа, но бывший рыбак не очень то был обучен грамоте, да и навряд ли хорошо владел греческим, языком знакомым всем гражданам Римской империи.

Конечно мы помним о чудесном случае Пятидесятницы, когда под воздействием Божиего Духа апостолы вдруг сподобились понимать иные языки. Но Писание не говорит, что чудо сие имело постоянную основу. Потому Евангелие было все же написано образованным Иоанном-Марком, знавшим греческую письменность.

После миссионерской деятельности в Риме Марк приходит в Египетскую Александрию, где становиться первым христианским епископом. Усиление и расширение общины последователей Христа вызвало негодование у горожан, поклоняющихся языческим богам, и язычники задумали уничтожить Александрийского епископа.

В тот год Праздник Воскресения Господнего попал на 24 апреля, в этот же день египтяне отмечали торжество в честь бога Сераписа. Когда Марк совершал службу, в церковь ворвались воинственно настроенные язычники и силой вытащили святого наружу.

Его из­би­ли, и пово­лок­ли по ули­цам го­ро­да в тем­ни­цу. Там свя­той Марк удо­сто­ил­ся ви­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый укре­пил его пе­ред стра­да­ни­я­ми. На сле­ду­ю­щий день разъ­ярен­ная тол­па сно­ва по­влек­ла свя­то­го апо­сто­ла по ули­цам го­ро­да на су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге свя­той Марк скон­чал­ся со сло­ва­ми: "В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой".

Языч­ни­ки хо­те­ли сжечь те­ло свя­то­го апо­сто­ла. Но ко­гда раз­ве­ли ко­стер, все по­мерк­ло, раз­дал­ся гром и про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Языч­ни­ки в стра­хе раз­бе­жа­лись, а хри­сти­ане взя­ли те­ло свя­то­го апо­сто­ла и по­греб­ли его в ка­мен­ной гроб­ни­це, над которой позднее был возведен храм. Нескольким веками позднее мощи апостола были перевезены в Венецию, символом которой и стал впоследствии святой евангелист Марк.