Похороны Бенедикта XVI

Аналитики считают, что готовится давно назревший новый устав для пап римских на покое – поскольку скромный обряд погребения Бенедикта XVI приличествовал скорее епископу, чем понтифику и, видимо, знаменует конец шаткого «двоепапия» и начало неких реформ, пишут apnews, washingtonpost и theguardian.

Церемония погребения почетного папы Бенедикта XVI прошла совершенно не по-папски. Пресс-служба Ватикана сообщила о его кончине буквально парой кратких предложений, не преминув ясно напомнить, что Бенедикт перестал быть папой десять лет назад. Погребальные обряды мало приличествовали понтифику, духовному главе церкви и викарию Христа на Земле, а больше напоминали проводы отставного епископа, пусть даже и облаченного в красную папскую мантию. Не было ни скорбного звона колоколов на соборе Святого Петра, ни торжественного обращения монсеньора Ватикана к скорбящим толпам единоверцев на площади. Никто не рассылал депеши через дипломатический корпус с призывами об отправке официальных делегаций в Рим, никто не разбил папское «кольцо рыбака», которое считается непременным знаком высшей власти, наряду с тиарой. Напомним, что этот перстень-печатка с изображением рыбака свидетельствует о том, что папа есть преемник апостола Петра, бывшего рыбака – и в переносном смысле ловца человеческих душ, по словам Христа. По традиции, перстень прежнего папы разбивают, дабы он не использовался в качестве печати, а новому папе торжественно преподносят новый перстень рыбака при интронизации.

Все эти мелкие детали говорят о том, что новая глава в истории Католической церкви, которую Бенедикт открыл в 2013 году, когда впервые за 600 лет отрекся от понтификата по своей воле, закончилась вместе со смутным периодом «двоепапия». Теперь папе Франциску предстоит определить порядок выхода в отставку будущих пап, их правила бытия и полномочия на покое. Издаст ли Франциск новый устав с нормами, определяющими полномочия папы римского на покое – ввиду того что история папы Бенедикта уже в значительной мере вынудила их обдумать и наметить? Будет ли он чувствовать себя более свободным, и сможет ли задуматься о свеой собственной отставке в нынешней ситуации, когда окончилось «двоепапие» как главное препятствие для его ухода на покой? На эти вопросы в какой-то степени отвечает скромная церемония проводов покойного понтифика. «Я думаю, что его смерть скорее создает проблемы, чем закрывает их», - считает Массимо Франко, автор книги «Монастырь» о революционном отрешении папы Бенедикта.

Согласно предварительной информации от пресс-службы Ватикана, обряд проводов Бенедикта на площади Святого Петра был подчеркнуто скромным во исполнение воли покойного, который всегда и во всем стремился к «простоте», однако вместе с тем эта скромность ясно дает понять, что статус почетного папы на покое не заслуживает пышного папского погребального обряда. Уместно напомнить в этой связи, что когда в 2005 году скончался Иоанн Павел II, на церемонию проводов съехались президенты, премьер-министры и короли из более чем 100 стран подлунного мира. Возглавлял церковный погребальный обряд не кто иной, как кардинал Йозеф Ратцингер, которого избрали папой Бенедиктом XVI всего через 10 дней после похорон. Что касается проводов в последний путь самого Бенедикта, то Ватикан пригласил на них официальные делегации только из самых ближних стран – Италии и Германии (родины покойного). Другие иностранные посольства получили официальные уведомления о том, что мирские лидеры их стран, желающие проститься с покойным Бенедиктом, смогут это сделать лишь «в частном порядке».

Тело Бенедикта, скончавшегося 31 декабря, было выставлено в гробу для прощания в соборе Святого Петра со 2 января сроком на три дня, дабы верующие могли выразить свою скорбь, любовь и почитание. Для сравнения, после смерти папы Иоанна Павла II к его телу четыре дня подряд днем и ночью тянулась процессия из примерно 2 миллионов человек, желавших проститься с покойным, причем многие сутками ждали своей очереди во временных бивуаках на булыжной мостовой. По оценкам итальянских служб правопорядка, на похоронах Иоанна Павла II смогли лично присутствовать лишь около 60 тысяч человек, а всего площадь и прилегающие улицы в 2005 году заполонили примерно 300 тысяч скорбящих католиков.

Папа Франциск, со своей стороны, произнес первое прощальное слово сразу после кончины Бенедикта, и одновременно выразил свое почтение к преобразованиям в монастыре, где провел последние годы жизни его предшественник. Франциск восхвалил благородство и смирение Бенедикта и его молитвенный образ жизни в последние годы, однако в остальном придерживался в своем проповеди заранее подготовленной канвы о важности доброты и диалога в современном мире. Последнее слово папа Франциск произнес 5 января – и восхвалил в нем мужество папы Бенедикта, «открывшего дверь» для отречения пап от духовной власти по своей воле. При этом сам Франциск, как известно, считает, что назрел устав, нормы которого («протоколы») должны определять полномочия пап на покое и процедуры выхода пап в отставку. Он отметил, что в случае Бенедикта ситуация «двоепапия» сложилась «достаточно хорошо» и бесконфликтно, поскольку покойный был «святым и смиренным» человеком. Уход Бенедикта устраняет ключевое препятствие для введения подобного устава, правил и процедур, которые не могли быть подготовлены, обнародованы и введены при его жизни. Конечно, будущий папа может изменить любой указ, изданный папой Франциском, однако многие священники, кардиналы и миряне давно утверждают, что подобный устав и нормы насущно необходимы церкви. Они помнят, что неожиданное решение Бенедикта об отречении и выходе на покой сильно потрясло церковь, повлияло на его преемника, отчасти связало его служение с самого начала и пошатнуло католический мир.

Папа Бенедикт на покое не мог не сковывать папу Франциска и не смущать умы многими моментами. Титул, который он себе выбрал («почетный папа»), белое облачение, в котором появлялся на публике, его случайные публичные высказывания (о сексуальном насилии в лоне церкви, священническом безбрачии) и многое другое вносило разброд и шатание в ряды католиков. Даже сторонники Бенедикта считали, что иной раз возникали сомнения в том, кто на самом деле главный в церкви, тем более что некоторые католики продолжали ностальгировать по его авторитарному папству. Все десять лет, которые покойный папа Бенедикт прожил на покое, многие традиционалисты продолжали считать его светочем церкви и своего рода «точкой отсчета» в суждениях о правом и неправом в церковной и мирской жизни, а некоторые даже отказывались признавать легитимность Франциска как папы римского.

«Я убеждена, что церковь со временем найдет наиболее подходящие способы и формы [папских отставок], чтобы не сеять смятение и не смущать умы в народе Божьем, хотя мне кажется, что сейчас не самое удобное время для подобных решений и разъяснений, – говорит Джеральдина Бони (Geraldina Boni), профессор канонического права Болонского университета. – Возможного соперничества пап в этот раз удалось избежать благодаря кротости и благоразумию Бенедикта с одной стороны и сильному приветливому характеру Франциска с другой. Однако это не означает, что в будущем в подобных ситуациях не могут возникать конфликты папской власти».

В церкви уже началась работа над нормами по согласованию полномочий действующих и отставных пап римских. В 2021 году группа признанных авторитетов канонического права запустила «краудсорсинговую» (частную) инициативу по разработке нового церковного закона и устава, определяющего жизнь, быт и полномочия папы римского на покое. Проект устава уже опубликован на сайте progettocanonicosederomana.com. В нем есть нормы по всем аспектам папского бытия и публичного поведения. Так, устав определяет его официальный титул, облачения, размер пенсии и допустимые виды и формы церковной и мирской деятельности, дабы отставной понтифик никоим образом «прямо или косвенно не мешал» управленческому труду своего преемника.

«Согласно проекту устава, который стал предметом научной конференции в октябре, будущего папу римского в отставке следует именовать «почетным епископом Римским», а не «почетным папой Римским», – гласит проектный документ. – Ему разрешается носить белую папскую сутану, однако его перстень рыбака уничтожается, как это было сделано при отречении Бенедикта в 2013 году, а с эмблем и символов его одеяний должны быть устранены все знаки его петровского достоинства. Он должен содействовать единству церкви, но не может участвовать в собраниях епископов или кардиналов, а также должен советоваться с действующим папой, прежде чем выступать с какими-либо суждениями об учении и жизни церкви, выступать по социальным вопросам или идти на иные действия и мнения, конкурирующие с папским учительством и верховенством».

«Было время, когда нас обвиняли в том, что мы неосмотрительно выбрали слишком спорную тему церковной жизни еще при жизни Бенедикта, – говорит Бони как глава инициативы по разработке устава. – Однако сама жизнь показала острую необходимость в подобных нормах, регулирующих жизнь и деятельность папы римского на покое, и это неоднократно подтверждали самые высокопоставленные деятели церкви».

Пока неясно, будет ли проект устава принят Ватиканом, но уже понятно, что подобный устав облегчит для папы Франциска собственный уход на покой, если он примет такое решения, и этот процесс со временем станет более упорядоченным для будущих пап – после того, как папа Бенедикт сделал первый шаг на этом нелегком пути. «Мы должны свыкнуться с мыслью о том, что многие папы доживают до глубокой старости, как свойственно всем нашим дедушкам – и неизбежно наступает день, когда они более не могут продолжать свое служение по немощи или иным причинам, – говорит Луис Бадилья (Luis Badilla), администратор популярного ватиканского блога Il Sismografo. – Однако они остаются частью нашей семьи, и в этом их мудром отстранении есть нечто великое и прекрасное. Возможность их естественного отрешения от власти упорядочивает церковную власть, дает нам нормальную человеческую церковь, существующую в нашем несовершенном этом мире, а не в неком внеземном пространстве».