Захария

Библейский текст: Иер 23:5–8 Рим 13:8–12(13–14) Лк 1:67–79

67 И Захария, отец Иоанна, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:

68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,

70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,

71 что спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;

72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,

73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,

74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,

75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

76 И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему,

77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,

78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,

79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Проповедь: 

Дорогие братья и сестры, 

Давайте сегодня поразмышляем над величественным текстом из книги Луки. Намерение евангелиста — это «составить отчет о совершившихся между нами событиях», переданное очевидцами, начинается с рождения Иоанна Крестителя и пророчества его Отца Захарии.

Читая сегодня слова Захарии, мы видим, его личную особую радость. Почему особую?

Родители Иоанна были бездетной парой и достигли уже престарелого возраста.  Им выпало на долю посему немало неприятностей, так как бесплодие считалось среди евреев Божиим наказанием за грехи. А не забываем, Захария был Первосвященником и его бездетный статус безусловно вызывал немало вопросов, толков и обсуждений.

Надо сказать, что слова Захарии и не просто пророчество, но гимн, восхваляющий Бога за Его чудеса и милость к народу Израиля. Очевидно, ему открыто будущее его сына, что станет Предтечей Спасителя «пойдёт пред Господом, чтобы приготовить пути Ему».

Благословен Господь Бог Израилев!

 С первых слов мы слышим выражение радости и благодарения. Захария смотрит на свою жизнь и на события, вокруг себя и понимает – Божья благодать и милость открылись народу. Он говорит: «Бог посетил народ Свой и сотворил избавление ему». 

Сие не просто историческая констатация, но глубокое осознание Божьей активности среди людей. В нашем повседневном бытии мы тоже порой можем забывать о том, что Бог рядом, что Он с нами, и что Он всегда готов вмешаться в нашу жизнь, чтобы принести избавление и мир.

Поделюсь с вами такой историей, все наверняка знают героя романа Даниеля Дефо — Робинзона Крузо, который прожил на необитаемом острове много лет. Но мало кто знает, что у этого персонажа был вполне реальный прототип — шотландец Александр Селькирк. 

В 1704 году он отправился в путешествие в Вест-Индию. Это была полупиратская экспедиция, так как в задачи экипажа входило грабить корабли враждебной Испании.

Исполняя обязанности штурмана, Селькирк много спорил с капитаном относительно маршрута, хотел поднять бунт и в результате был высажен на необитаемом острове. Получив небольшой запас еды, оружие, одежду и даже Библию, он надеялся, что вскоре кто-нибудь заберет его, так как на остров время от времени заходили корабли за пресной водой. Однако этого почему-то не случилось в течение четырех с лишним лет. 

И вот Селькирк полагал, что его одинокая высадка оказалась совершенно бессмысленной. На самом же деле она стала величайшим благом, поскольку корабль, на котором он плыл, вскоре потерпел крушение, так что почти никто не остался в живых. Так для Селькирка его одиночество было спасением, а заодно он, бывший пират, начал читать Библию, которую читал каждый день, пока находился на острове. В итоге это пошло ему на пользу, заставило многое пересмотреть.

Да, заботясь о нашем спасении, Господь являет нам много таких благодеяний, о которых мы и не знаем, что часто избавляют и от опасностей, и от гибельных искушений, а также несет и иные милости. Мы даже не знаем, сколько раз возможно Бог ограждал нас от бед и несчастий. Люди не замечают благодеяний Господа, а Он незаметно продолжает заботу о нас.

Ну что же, вернемся к пророчеству Захарии?

Воздвиг рог спасения нам в доме Давида. 

Здесь Захария указывает на Иисуса Христа, который родится, как и предсказано пророками, – в среде избранного для сей прекрасной миссии народа. Захария говорит о том, что спасение уже началось, он выражает убеждение в том, что Бог не забыл своих обетований, а исполнил их. 

Дорогие братья и сестры, надо сказать, что так же Бог продолжает исполнять Свои обетования и в нашей жизни. Мы можем надеяться на Него, потому что Он верен и исполнит все, что обещал нам. Хотя порой в это бывает трудно поверить, сталкиваясь с несправедливостью, непостоянством и злобой греховного мира, но все же это так, Бог пребывает в вечном! Он Сама Вечность, в которой прошлое, настоящее и будущее постоянно одно целое.

Бог видит не только то, что мы ждем от Его обетований на данный момент, но и то, как Его обетования отразятся в вечности. Хотя может у кого-то на сегодня нет семьи, или детей, Бог все же видит в нас потенциальных родителей, роль отца или матери. Может у кого-то нет работы? Однако Бог видит в нас наши сокрытые, порой пока и от нас самих, таланты. 

Да, мы каждый день проявляем человеческие слабости и немощи. И все же Бог видит в нас новое создание, преображенное Любовью Божьего Сына. А раз так, то и смотреть в будущее нам стоит именно с этого ракурса. Жить так, будто все это уже исполнилось. Но вот чтобы научиться так жить, стоит помнить – Бог держит свое Слово! Ну а Писание тому свидетель, ибо Бог воздвиг рог спасения в доме Давида, как и обещал.

Мы можем смело утверждать, что Священные Писания – это книги обещаний. Церковь, это дом обещания. Наши заветы, заключенные с Ним, – это личные обещания. Дело Божие – это дело исполнения обещанного.  А сам Он – исполнитель обетований стремящийся излить благословения на народ Свой:

«Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер. 23.5)

Господь был обещан и Его время грядет!

Он Спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас. Что же, эта фраза пророчества Захарии напоминает нам о том, что мы тоже имеем врагов. Это не обязательно физический враг. Часто духовный, личный: страх, тревоги, грех и сомнения. Порой нет хуже врага, для нас чем мы сами. То, что люди иногда творят заставляет иногда думать, что люди хуже зверей.

И все же через Христа мы имеем силу и власть над этими врагами. Мы призваны жить в победе и свободе, которую дает нам наш Господь. Напоминаю. Бог есть Само Вечное Бытие. И победа над злом и грехом уже провозглашена. А значит наше призвание иное чем грех.

Далее Захария говорит о милости к отцам нашим, о святом завете, который Бог заключил с Авраамом. Это отношение Бога к нам — не просто мимолетное, но основано на Вечном Завете. Мы, кто словно Авраам принял Живое Божие Слово, Христа, являются наследниками Авраама. Каждый раз, когда мы приходим к Богу, мы можем надеяться и ждать от Него этой милости.

Далее Захария оборачивается к своему сыну, Иоанну, и говорит: «Ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего». Эти слова предназначены не только новорожденному младенцу Иоанну. Это слова обращенные и к нам. 

Каждый из нас имеет в жизни свое предназначение. Но главное во всем этом, оставаться светом для мира, говорить и демонстрировать на деле Божью милость и Любовь. 

Захария завершает свою пророческую песнь словами о том, что Иисус пришел, чтобы просветить сидящих во тьме и тени смертной. Это напоминание, что вне Христа мы находимся во тьме, но Он пришёл, чтобы дать нам новый путь, чтобы направить наши шаги на путь мира. 

Что же, давайте будем вдохновляться этим текстом. Пусть даже если это и нелегко сегодня, быть примером мира, когда так порой хочется ответить на злобу, непонимание и ненависть тем же…

И все же вспомним о Божьей Милости и Великом Терпении к нам самим, и о нашем с вами христианском призвании. Пусть каждый день нашей жизни станет прославлением Бога, служением Ему в святости и правде. 

Аминь.