Плата виноградарям

Библейский текст: Иер 9:23–24 1Кор 9:24–27 Мф 20:1–16а

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. 
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. 
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. 
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. 
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. 
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? 
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, а давайте спросим себя, для чего многие ходят в церковь?  

Я, к примеру ранее уже задумывался лично над этим вопросом. И ответ мне казался вполне закономерным. 

Люди ходят в основном по одной причине: разнообразить собственную жизнь, сделать ее интереснее. Посмотреть красивое шоу с религиозным оттенком, познакомится с интересными людьми, найти свою половинку, победить одиночество. 

Но сегодня ситуация меняется. Во время войны многое уходит на второй план. Так, наверное, каждому из нас становится понятно, не может быть ничего важнее мира. Особо, когда можно было бы все прекратить в мире, где никто на тебя и не нападал. 

Но звучат и звучат призывы: «si vis pacem, para bellum» (хочешь мира, готовься к войне. Вот и готовятся, вот и воюют. А кому это надо? В итоге слезы, горе, страх о будущем, неуверенность в настоящем…

Люди в панике начинают принимать совершенно странные порой решения. Вдруг оказываются на чужбине, куда вроде, никогда и не планировали ехать. Кто-то становится убийцей, а кто-то, наоборот, жертвой, – теряет родную душу. Поддержку и опору семьи. И ладно, если просто теряет, а не получает домой в виде «самовара».

Страшно все это, и от того молитвы сегодня звучат как-то иначе, глубже что ли, людей трогает иное, чем просто разнообразие собственной жизни. И вроде тут можно было бы сказать – а разве это не славно? Молитва о важном, глубоком? Разве не это правильно – идти в церковь не за новым кругом общения, не из желания внести в жизнь новые краски, а за Богом, что остается Единственным, на Кого еще можно надеяться саму эту жизнь хотя бы сохранить, а не то, чтобы раскрасить? 

Нам так и говорят сегодня: война — это шанс нам всем стать лучше, вырасти над собой, продемонстрировать мужество в борьбе со «злым противником». Проявить себя героем, что бережет «своих», изничтожая в пыль «чужих»…

Но вот загвоздка, есть ли у Бога чужие? Что читаем сегодня? Притчу о виноградаре? Да!

Виноградарь рассматривается часто как образ Создателя Вселенной, а работники это мы с вами, Его творения, люди, которым Он, при сотворении первого человека, доверил этот мир. Мы ответственны за него. Как мы возделываем его? Как относимся к дару жизни? Чего ожидаем от Творца? Справедливости?

Да, наверное. Но какой? А давайте посмотрим какова она, эта справедливость?

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию.

Говоря о справедливости, мы можем разделить это понятие сразу на три, как минимум, части:

а) Справедливо поделить плату исходя из того, как человек работал? Сколько часов провел на поле.

б) Справедливо поделить плату исходя не из часов, проведенных на поле, а по достигнутому результату. Порой кто-то работает медленнее и не продуктивнее других, здоровье, физическая крепость, знания, опыт, не позволяют делать с той же скоростью, как и большинство. Значит, «как потопал, так и полопал». Справился с часовой нормой за целый день? Получи за час работы.

с) Справедливо то, как решил Наниматель. Как ДОГОВОРИЛИСЬ! 

Так и решает в нашей сегодняшней притче хозяин виноградника. Конечно, для многих это его решение выглядело странным. Кстати, именно потому, что исходили они из собственного представления о справедливости.

Но не зря Иисус, приводя нам эту притчу, ставит акцент на ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ. Это важно, не нарушать договор, держать Слово. Даже тогда, когда кажется, что другие совсем этого делать не собираются. Ведь что будет, если весь мир погрузится в хаос, где никому и никогда нельзя доверять?

Апостол Павел в своем 1-м Послании к Коринфянам напоминает, что не каждая борьба полезна. Многие участвуют в состязании, но не все ради подлинной победы, некоторые, ради мнимых:

Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. (1-е Кор. 9.24)

Тут может показаться, что апостол как раз и призывает к победе любой ценой, несмотря ни на что, даже Слово можно нарушить, главное отстоять, навязать другим свое видение – что справедливо, а что нет! 

Но, вот загвоздка. Тут же, говоря – «бегите, чтобы получить» апостол буквально в следующем стихе добавляет: 

 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. (1-е Кор. 9.25)

Вот оно оказывается как. Важно не то, кто придет первым, важно – КУДА бежим! Точно за венцом НЕТЛЕННЫМ? И как-же это здорово пересекается со смыслом сегодняшнего Евангелия, не правда ли? Ответ на извечный вопрос Пилата – «что есть Истина?», не за тленными работниками. Она в руках Вечного Создателя. Не нам решать, что справедливо, а что нет. Ему!

Но, к сожалению, такова грешная природа человека, что он вечно пытается забрать, присвоить себе то, что ему не принадлежит, в том числе и определение справедливости. А ведь не работник назначает себе заработную плату. Не он нанимает Виноградаря, а наоборот.

О человек, ты действительно работник Божий? Задумаемся, как часто люди исполняют то, что должно, не вступая с Богом в отношения рынка: я тебе, Господи, мое присутствие в церкви по воскресениям, десятину, - а Ты мне уж будь добр, ту «справедливость», как я Тебе заказал.

Хорошо, что Господь часто не принимает решений по нашей просьбе, а поступает по-своему: 

«разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» 

Не допусти, Боже, чтобы было иначе. Итак, уже не раз «насправедливились»! 

Да, это просто чудо, что в Библии Бог открывается пред нами не только как Любящий Отец. Что Он не лишь пастух со сладких глянцевых картинок неоевангелических журналов, прижимающий нежно к себе потерянную овцу. Но также и строгий Судия и Господин! 

Причем даже не просто работодатель, фигура которого более понятна для современного сознания (с работодателем, владельцем фирмы можно, в крайнем случае, поспорить в суде, если он как вам кажется, нарушает ваши права). Нет, Господь есть полновластный Хозяин, способный влиять на нашу судьбу: «Так будут последние первыми, и первые последними». И даже более, - не просто Полновластный, но являющий Высшую Справедливость, держащий свое Слово Хозяин: «я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди»

И ведь лучше так и сделать, «от добра, добра не ищут», а то ведь если и настаивать да спорить, может ведь получиться так, как в одной, очень древней истории:

Два приятеля проходя по лесу нашли два тюка с тканью. Один из них, что посильнее да попроворнее схватил их, и отказался делиться.

— Как же так? — возмущался обделённый, мы оба увидели эту находку, значит справедливо поделить её на две равные части: тюк тебе и тюк мне.

Но приятель отказался следовать увещеваниям, заявив, что вся ткань принадлежит только ему и он не собирается ни с кем делиться. Тогда тот, что оказался с пустыми руками, предложил обратиться в суд.

Придя в город, они пришли к судье. Обделенный (истец), рассказал обстоятельства происшедшего, требуя справедливого решения — поделить ткань пополам. Ответчик подтвердил обстоятельства находки, но заявил, что претендует на всё.

Судья спросил у истца:

— Правильно ли понял, что ты претендуешь на один тюк, а второй согласен оставить ответчику?

— Да, — ответил истец.

Судья продолжил:

— Таким образом, предметом спора здесь является только один тюк. А так как вы оба на него претендуете, я принимаю решение разделить его между вами пополам.

И так иногда ведь может свершиться правосудие. Хорошо, что Господь Милостив, и держит Слово!

Аминь.