
Быть готовым – девиз не только скаутов, это лозунг Адвента, лозунг людей, ожидающих пришествия Господня, adventus Domini, как это звучит на латыни. Нашим сегодняшним евангельским чтением мы призваны к этому – к ожиданию, к бодрствованию, к готовности выйти в путь.
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи – так говорит нам Господь. Всякому еврею понятен и близок этот образ – накануне Исхода из Египта подобное повеление было дано Израилю и спасло ему жизнь. Это же слово обращено Христом и к новому Израилю, Вселенской Церкви, охватывающей весь род человеческий.
35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
Подобие человека сотворённого, человека до-исторического, было в его Создателе: трудясь в Эдеме, человек был призван к его освоению, к владычеству над миром, к росту и умножению. Так образ Божий должен был уподобляться Творцу, таков был замысел. Мы знаем, чем это закончилось тогда – человек предпочёл свой путь, с которого, казалось, уже не было возврата. Небеса затворились, Эдем оказался заперт, Древо Жизни осталось только в мечтах о «золотом веке» человечества.
Впрочем, не только в мечтах – ещё и в Божьем слове, в обетовании, обещании Бога, свидетелями которого были первые люди. Ждите Освободителя, сказал тогда Господь. Семя жены, воплощенный Бог, поразит голову великого провокатора и обманщика, Сын Человеческий восстановит падшее творение и вернёт человеку его предназначение.
Но ждать – это не значит сидеть сложа руки и смотреть в небеса. Наша готовность к вечному проходит через школу временного, земного, проходит через научение узнаванию Бога и Его приходящего Сына, через испытания, которые Писание часто сравнивает с процессом очищения. Знаете, как в древности очищалось золото и серебро? Его плавили на огне, и все примеси и шлаки просто выгорали в высокой температуре, оставляя простоту чистого металла. Шагнув в историю падшего человечества, мы шагнули в огонь, и блаженны те, кто помнит, для чего мы здесь, в этом мире, живём, проходя все эти горнила страданий. Блаженны те, кто способны видеть в этом огне не наказание самодура-Бога, а наш собственный выбор, из которого выход только один – когда в нашу печь шагнёт Сам Бог, став как мы.
35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
Весь мир спал, когда Бог исполнил Своё обещание, наклонил небеса и сошёл. Хор ангелов пел тогда, но кто внимал ему? Пара-тройка пастухов, трое-четверо волхвов из далёких стран, да Святое Семейство, нашедшее приют в хлеву Вифлеема. Обиделся ли Бог на такое невнимание по отношению к Нему, к миссии Его сына по спасению человечества? Если мы так думаем, то мы совсем не знаем нашего Бога. Зато Он знает нас слишком хорошо. Потому что Он был с нами всю нашу историю, всю эту непрерывную череду войн и попыток жить мирно, взлётов и падений цивилизаций и империй. Весь этот странный Божий покой седьмого дня творения – это постоянное Его обещание избавления. И нет, не только обещание: всем тем, кто был готов слышать Его и ждать, Он уже здесь и сейчас давал – силы, веру, надежду. Зажигал огонь в их светильниках и протягивал пояса.
А потом, когда пророчества исполнились, и Младенец вырос и шагнул в мир со словом странной проповеди о страдающем Боге («Вот Чудак! Как Бог может страдать?» – думали слушатели), Он буквально препоясался полотенцем, взял в руки таз с водой и омыл ноги Своим слугам. И после этого, взяв пасхальный хлеб, преломил его, подал им и сказал самые странные Свои слова: «Примите, ешьте, то Моё тело, ломимое за вас», и, взяв чашу, которую на пасхальной трапезе никто никогда не пил, чашу, что оставляли всегда для обещанного Мессии, протянул им: «Пейте все. Это Новый Завет в Моей Крови, за вас изливаемой»
37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
Так Он служит нам до сего дня. Служит Своей Церкви, приходя вновь и вновь, так неприметно, так привычно-традиционно, что мы забываем смысл этого прихода и сами, часто, перестаём Его ждать, встречать, предвкушать. Так мы засыпаем в нашей вере, а светильники наши гаснут. Ведь если мы не придем к источнику света, кто зажжёт нас? Если мы заменим ожидание Его прихода в наши сумрачные души чем-то другим, может быть даже очень хорошим – семьей, отдыхом, прогулкой в лесу, путешествием в другие страны, то что в нас сохранится в тот, последний день, когда огонь свернёт небеса, как бересту? Что в нас останется, кроме сгорающего шлака и примесей?
Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф 5:13)
Так скажет Он нам в предостережение в Евангелии от Матфея, используя уже другой образ рядом с образом светильника. Потому что наши горящие светильники – это мы сами, но наполняет нас маслом и зажигает – Он Сам
38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
Вся история человечества от новой эры, от Его Рождества, это постоянные Его пришествия к нам в силе соли и огня, в Слове и Таинствах. «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» - восторженно молился из своего далека царь Давид (17:29)
Потому что только Бог способен дать нам этот смысл – жить не просто растительной жизнью в ожидании смерти, но жить в ожидании Вечности с Ним. Видеть страдания, войны, жестокость, грех, ад на земле, но верить и ждать. Потому что жизнь – больше нашего о ней представления и всего того, что человечество натворило и продолжает творить сегодня. Потому что Жизнь – с большой буквы – это и есть Он Сам, Пришедший, Приходящий и вновь, окончательно Грядущий.
39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Сатана может казаться нам всесильным, мир – горящим и разрушающимся, люди вокруг – никчёмными и слабыми, а мы сами можем ощущать себя уставшими и отчаявшимися. Сегодня особенно кажется, что наш дом подкопан и вот-вот обрушится в безумие ядерной войны. Что же остаётся делать нам?
Только одно – быть готовыми. Препоясать бёдра и поправить светильники. Он обязательно придёт, как пришёл две тысячи двадцать два года назад, как приходит сегодня и каждое воскресенье. Он непременно придёт. Самый тёмный час – перед рассветом.
Будьте готовы.