
Библейский текст: Книга Чисел 6:22-27 Филиппийцам 2:5-12 Луки 2:20-21
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
Проповедь:
Дорогие друзья!
Сегодня, мы поговорим с вами о событии обрезания и наречения имени Иисуса. Это Ветхозаветный обряд, которого сегодня в Церкви нет. Но Господь пошел на все, родившись среди людей. В том числе и на традиции, которые соблюдались Его народом во время Его земной жизни.
Я раньше как-то не задумывался над смыслом Обрезания. Понятно, что вот есть эпизод в Библии, в котором описывается, как на восьмой день по рождении принесли Господа в храм, совершили положенный обряд. И?
Понятно, что для иудеев «обрезанный» считался Божиим, а «необрезанный» оставался язычником. То же и для многих христиан, что также делят людей на крещенных и «нехристей» (тех, кто не прошел обряд крещения). Но так ли важен этот обряд для спасения души?
Смотря о чем мы говорим, если о ветхозаветной традиции, то нет, она лишь прообраз того, что свершится в Таинстве Крещения. А если о самом Таинстве Крещения то — да. Ибо в отличие от обрезания в нем действует не человек но Бог, хотя и руками человеческими.
Да, не стоит делить людей, никаким образом. Даже на крещенных и нет. Разделение это всегда плохо. Пока люди живы, у них есть шанс на крещение. Всегда! Наша же задача как Церкви дать миру эту возможность. Мы можем молиться за некрещенных и обязаны крестить тех, кто изъявляет желание, или зависит от нас.
Иногда задаются вопросом — а зачем крестить малышей? Неужели нельзя подождать пока ребенок не вырастет и не совершит собственный выбор? Можно. Но для того, чтобы у него этот выбор был, надо его ему предоставить. Т.е. крестить. А вырастет, изберет, что ему с этим делать.
Господь показал нам, как он смирился в подобном случае с гораздо более болезненным обрядом. Его родители тогда сделали то, что было положено. И как оказалось, это нашло свое применение.
Понятно, что если бы Господь не исполнил бы положенного, то люди бы не признали в Нем ожидаемого Мессию. Еще со времен Авраама в знак заключенного с Богом договора, все младенцы мужского рода обязаны были проходить через эту, в общем-то, кровавую традицию, которая символизировала то, что народ Божий признал грех человеческий лежащий на каждом, и носит отныне на теле знак покаяния.
Но с приходом Господа в этот мир более этого не требуется. Ведь Сам Господь принял однажды на свои руки, ноги и бок то, что веками носил Народ Божий на своей плоти.
Однако же, как я уже упомянул, Иисус полностью подчинился тем установлениям, что приняты в обществе Его окружающем. И этот обряд не только подтверждение для современников Господа, что перед ними Мессия, исполняющий Закон, но и знак для тех, кто придет после. Для будущих поколений.
В церкви не раз возникали и, по причине греховности человеческой, еще будут возникать различные ереси. Но через событие обрезания мы видим, что пред нами Подлинный Человек а не некий «дух», носитель иллюзорной плоти.
Интересно здесь именно это, то, как проявляется в сем событии Богочеловечность Господа. Иисус, как человек с одной стороны демонстрирует нам соблюдение Буквы Закона, а с другой, как Господь с Небес , Он не просто исполняет, а ПРЕИСПОЛНЯЕТ Закон, превращая его в средство для достижения основной, внутренней цели. Закон не для Закона, а Закон для Любви.
Апостол Павел призывает нас свершать наше спасение добровольно, по любви, а не из-за того, что кто-то следит:
«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2:12)
В христианстве нет принуждения, нет и надсмотрщиков. Иногда, по незнанию Писания люди думают, что священники поставлены прежде всего следить за благочестивостью прихожан, как те часто посещают церковь, хорошо ли, активно ли, и часто ли молятся, ведут ли достойный христианина образ жизни и пр. Но это ошибочное представление. Служитель Церкви прежде всего должен нести, предлагать Господа в Слове и Таинствах, а благочестие это личное дело каждого отдельного человека. Можно заставить людей вести себя внешне определенным образом, соблюдать традиции, но никогда не изменить внутреннего настроя, если только человек сам этого не захочет.
Однажды довелось мне слышать рассказ одного военного который рассказывал, как молодые, вечно голодные ребята дорвались до тушенки. Тогда был какой то праздник и проходящие срочную службу получили по дополнительному пайку. Это оказалась не просто тушенка, но свинина. А среди солдат было немало мусульман. Тогда мой знакомый, который поделился со мной этой историей, спросил у одного — а как же то, что в вашей религии запрещают есть свинину? Тот уплетая ответил — здесь потолок, а Аллах в небе, Он не видит.
Я думаю, что конечно это лукавство, сомневаюсь, что мусульман так учат, хотя недалекие люди вполне могут думать подобным, примитивным образом. Что Богу может быть что-то неизвестно, если хорошо спрятаться. Хотя вот пост в Исламе проводится именно ночью, когда глаз перестает различать красный цвет натянутой между большим и указательным пальцами нити. Когда она становится серой, можно есть. Что бы это значило? Впрочем это их жизнь и их традиции.
Ну а мы с вами верим в Бога, который знает все и проникает всюду, даже до самых глубинных уголков нашего сердца. Потому бессмысленно внешнее благочестие без внутренней любви.
Завет с Богом должен стать частью нас, но как это сделать если Бог отдельно а грешный человек отдельно? Как заключить Завет с Богом? Наверное ответ на этот вопрос раскроет для нас глубже и смысл Ветхозаветного обрезания.
Итак «завет» можно иными словами обозначить как союз, уговор, деловой договор. Это звучит несколько формалистично. Но есть и иное понятие слова «Завет», живую, внутреннюю жизнь в Боге и с Богом, жизнь для Бога и тех, кого Он любит, ради кого и пришел в этот мир, ради людей. Завет с Богом это жизнь Бога с людским родом, Его общение и Любовь к нам.
Не зря сегодняшний день Обрезания Господня носит еще одно наименование — Наречение Имени Иисуса.
«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» (Лука 2.21)
Что значит это имя — Иисус? Оно само по себе содержит особый смысл. יהושוע «Иехошуа» состоит из корня слова Иеховах (Бог) и шуа («спасение»). Т.е. Бог Спасение, Бог Спаситель. И это не просто так, ведь евреи обрезаясь давали обет жить в Боге, а Бог с ними. Отныне они назывались не просто народом, но народом Божьим, которому обещано спасение Божие.
В Новом Завете обряд обрезания уступает место Таинству Крещения, в котором действует уже не человек, а Бог Спасающий, постепенно меняющий нас грешных в самой нашей основе. Мы отныне становимся Христовыми. В нас исполняется все совершенное Господом. Его обрезание становится и нашим. Его победа над Смертью становится и нашей Победой.
Бог живя с нами в Таинстве Крещения, если только мы не оставляем Церкви и Ее Таинств, постепенно преобразовывает нас, обрезая наш грех и позволяя облечься Правдой и Истиной.
Конечно это духовное обрезание бывает гораздо тяжелее физического, ведь желая ответить на Любовь и Милость Бога приходится отказываться порой от кажущегося комфортным образа жизни, предлагающего не работать над собой — грести, а плыть по течению — отдаться на волю волн изменчивого, непостоянного и коварного мира, где война это мир, а неправда - истина.
Но мы отныне обрели Новое Имя — мы Христовы. Мы не просто часть Церкви, и принадлежим Ей. Нет, мы Сама Церковь! И от нас самих зависит — будет ли звучать молитва Божия? Будет ли служение Благой вести и Таинств в этом несчастном, изголодавшемся по Любви мире? Все это братья и сестры в наших с вами руках. Я, пока позволяет здравие и силы буду всегда проводить служение. Даже если это первый день года. Даже если накануне прошел большой светский праздник в который принято не спать по крайней мере до полуночи, чтобы встретить с боем часов наступление нового года.
Мы Христовы, Господь действует в этом мире через нас и в нас. А значит те, кто все же встретил первый день года в Церкви, правильно поступил. Многие в такой день навряд ли найдут в себе силы для молитвы. Но благодаря вам, она звучит и сегодня. И нет места темным силам. Они просчитались. Впрочем, как и всегда. Благослови вас Бог за это.
Аминь.