Господь Лоза

Библейский текст: Быт 1:1–4а,26–31;2:1–4а 2Кор 4:16–18 Ин 15:1–8 

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Проповедь:

Дорогие друзья, сегодня мы читаем о последних днях, которые Господь проводит со своими учениками. Да время поджимает, Его история завершается. Но никто не ждет этого события, да и не знает, чем оно закончится. И все же миссия Господа подходит к своему завершающему концу. Он говорит: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».

Все что Господь хотел донести – сказано! Скоро Он направит свои стопы в Гефсиманию, чтобы быть схваченным и распятым.

Ученики еще не догадываются, но для нас, читателей сегодняшнего евангельского отрывка из Иоанна крайне ценно то, что Господь здесь говорит, ибо нам то уже известно, что это Его последние слова, хотя звучат они странно и непонятно. И не только для учеников, с которыми Иисус еще ест, пьет, и общается. Но и для нас: «Пребудьте же во Мне, а Я пребуду в вас» и «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

Что это значит? О чем это Господь? Многие и сегодня задаются этим вопросом – что значит быть в Господе? Христиане всегда искали ответ на этот вопрос. И кое кто и сегодня считает, что подлинная вера обязательно демонстрирует результат. Истинный верующий обласкан жизнью, плоды его труда обильны, ибо Сам Бог благословляет руки верующего. Он обязательно будет успешен во всем, за что бы ни взялся. И если кто-то не плодоносит, то уже изначально осужден… 

Однако жизнь часто показывает иное. А именно то, что обласканный жизнью еще не значит благословленный Богом. Это никак не связано. Бывают светлые, глубоко верующие души, живущие всю жизнь скромно ввиду здравия, способностей (не каждый глубоко верующий человек кандидат наук). И не каждый обладает талантом к любому делу. 

Да, мир неверующий вполне себе демонстрирует часто преуспевание и в развитии науки, и техники, и экономики, и искусства. Порой, если говорить о науке, то и неудивительно, ибо неверующий часто не имеет тех моральных ограничений, которых часто придерживаются христиане.

И даже любовь вполне под силу неверующему, так что утверждение будто способность любить, это только прерогатива верующего сердца, тоже будет неправильной. 

Потому я и предлагаю взглянуть на то, что Иисус Сам говорит нам сегодня о Себе, и задуматься все же, о каких плодах речь? О плодах любви? О достижениях трудов человеческих? О развитии человеческой личности?

Тут прямо просится одна хорошая поучительная история. Ее название «Величайшая мудрость»:

Однажды ночью в местности, где располагался монастырь, прошёл сильный снегопад. Утром послушники собрались в трапезной.

Старец спросил:

– Скажите, что нам нужно сейчас делать?

Один послушник сказал:

– Следует помолиться, чтобы началась оттепель.

Второй предложил:

– Нужно переждать в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.

Третий произнёс:

– Тому, кто познаёт Божественную истину, должно быть всё равно – есть ли снег или нет его. На всё воля Божия.

Старец молвил:

– А теперь послушайте, что я вам скажу.

Послушники приготовились внимать величайшей мудрости.

Старец обвёл их взглядом и сказал:

– Лопаты в руки и вперёд!

Кажется, что вот оно, нечего тут думать. Достойный труд человеческий и есть тот результат, что Бог ждет от нас.

И все же, еще раз, что говорит Господь сегодня нам? - «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь Если вдуматься, мы видим перед собой необычайную картину. Бог Отец выступает в образе Виноградаря, Сын Божий в виде Лозы, а Церковь, мы с вами, верующие в Него и есть тот плод, та веточка винограда о котором говорит Спаситель.

Это важно. Не мы выступаем в роли виноградарей, что взращивают плод. Нет, мы и есть результат работы Бога. 

Результат… иногда и такой: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают». Да, Бог дает свободу выбора, свободу и засохнуть.

Останемся ли мы Церковью? Или уйдем в никуда, следуя за собственными, или чужими, популярными на сегодня идеями? 

Да развитие человека, его свобода — это замечательно. Она должна быть, ибо дает результат. Но какой? Может рождает мир на земле? Или ведет человечество к очередным жутким экспериментам над собой и миром, что нас окружает? Что перекраивают не только отдельных людей, но и целые народы не хуже знаменитого доктора Франкенштейна из романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (англ. Frankenstein: or, The Modern Prometheus) знаменитой писательницы Мэри Шелли, впервые увидевший свет анонимно в 1818 году.

Да, хорошо бы, чтоб люди как-то были осторожнее что ли, и чтоб научное развитие было бы не связано с военными разработками и очередными социальными экспериментами. Наверное, мы люди еще долго будем выруливать между искушениями. А может все уже завтра сгорим в пепле ядерной войны. 

Но вот вопрос – не сгорит ли душа? Останется ли цела? Это гораздо важнее, пожалуй. Трудно сохранить себя в мире, постоянно ставящим пред человеком все новые испытания и новые вопросы, на которые не всегда удается найти достойный ответ. 

И вот вдруг раздаются утешающие Слова Господа: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». 

Итак, что есть стержень бытия человека? На чем основана вера? Что ты ищешь человек? А может уже обрел? Просто не замечаешь? Может это сокрыто и кажется чем-то обыденным? Апостол говорит нам: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». (2Кор.4:16). Так что да, похоже сокрыто. Как сокрыты соки Древа Лозы, что питают виноград. И все же как говориться в знаменитых Денискиных рассказах Виктора Драгунского – «Тайное всегда становится явным». Пребываем ли мы в Церкви с Господом? Это и будет внешний признак, что открывает завес тайны.

Не каков плод важно, важно пребывает ли он на лозе. Останемся ли с Господом? Ибо в этом случае даже «кратковременное легкое страдание наше произведет в безмерном преизбытке вечную славу». (2Кор.4:17) Аминь.