Исцеление Неемана

Писание иногда любит задавать нам простые вопросы, о вещах, которые обычно известны всем. Ну, по крайней мере, люди думают, что им всё понятно. Вот и сегодняшние чтения, о чём они, помните? Какой они поднимают вопрос из разряда, казалось бы, аксиом?

Вопрос о вере.

А что такое вера? 

И тут мы наморщим лоб и начнём возмущаться: «Ну как это что? Да все знают, что такое вера! Ну, те, кто верят, те уж точно знают!» 

Ой ли? Вы, простите за каламбур, уверены?

Наиболее начитанные сразу вспомнят из послания к Евреям: 

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Евреям 11:1

Вот, видите какие мы молодцы? Просто отличники «воскресной школы»! Но я не успокоюсь, я продолжу вас спрашивать - а вера эта ваша, она, вообще, ВАША? Откуда она взялась в вас, как появилась? Про знание я могу сказать, откуда оно пришло, знание есть результат суммы фактов и доказательств, которые видимы, ощутимы или вычисляемы. А вера – откуда она?

И люди вдруг начинают отвечать по-разному. 

И по одним ответам окажется, что вера и знание – это почти близнецы-братья. Берём Библию, читаем, складываем в голове все факты Писания в правильную формулу – вот и вера, прям «божественная математика» из догматов и доктрин, нужно ей просто правильно научить, вот и всё.

А другие люди начнут описывать веру, как божественное озарение – ты читал-читал, молился-молился, и раз! – всё понял. Почему – не знаешь, объяснить не можешь, но уверен, что этот твой опыт и есть вера, этакий результат необъяснимого чуда.

Третьи скажут вам, что вера – это то, что в вас всегда было, но только спало до срока, и когда вы созрели духовно, некая железа внутри вас принялась вырабатывать веру, как некую секрецию, только духовную.

Но знаете что? Ни одно из этих определений не устраивает меня полностью или даже частично, потому что и Писание, и наш опыт говорят нам о другом. И если хотите краткого определения, вот оно: вера — это, прежде всего, дар Божий.

Да, друзья мои, мы часто думаем, что вера – это «то, что мы», ведь это «мы обратились», «мы покаялись в наших грехах», «мы уверовали» и «мы спаслись», и в итоге Богу отводится здесь лишь прикладная роль автора «инструкций по применению».

Но действительность Писания такова: мы имеем всё перечисленное, и веру прежде всего, потому что нам это даровал Господь.

Однажды Христос сказал своим ученикам важные слова: «Имейте веру Божию» (Мк 11:23). Божию! Он не призывал их верить «из себя», Он не апеллировал к особым тайным знаниям и формулам, Он не звал к озарению. И даже эти слова «имейте» — это не побуждение, а, скорее, предложение, потому что Он Сам тут же протягивает им (и нам) эту веру, Божию веру, протягивает Невидимое завёрнутое в нечто тоже почти невидимое, но реальное и ощутимое.

Вы заинтригованы? Вы хотите знать эту «Божью веру» и то, в чём она нам подаётся?

Что ж, тогда мы с вами прочтём ещё раз и внимательно сегодняшнее место из Ветхого Завета, и, я надеюсь, нас ждут открытия.

Итак, вот история рождения веры в Господа.

1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный.

В этом стихе словно прячется скрытое напряжение, прорывающееся в последнем слове: «но – прокаженный». Проказа была проклятием того далекого времени – тяжелая, неизлечимая болезнь заставляла человека мучится долгие годы, разлагая его тело постепенно, проникая в мозг и внутренние органы, вызывая сильные боли и сумасшествие. Но хуже всего было не это, а отношение людей к больным – общество отторгало прокаженных, изгоняло их из городов и поселков, заставляло жить колониями изгоев, медленно умиравшими общинами, промышлявшими милостыней и кражами… Конечно, если у тебя была власть и деньги, ты мог какое-то время жить подобием прошлой жизни, пока болезнь можно было скрыть, прикрыть дорогими одеждами и пахучими притираниями.

Так, например, жил несчастный десятый иудейский царь Озия, или Азария – «в отдельном доме», читаем мы, ибо одиночество становилось их уделом все равно, не взирая на чины, заслуги и деньги. 

Так жил и этот человек – отличный воин, уважаемый человек, но - прокаженный…

2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой.

3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!

Христиане не верят в мир, обусловленный случаем, скорее случаи – это те паззлы, из которых Бог складывает картинку истории. И, видно Господу было угодно, чтобы маленькая девочка из «дикой» для могущественных тогда сириян Израильской земли, попала в плен именно в дом сколь могущественного, столь же и несчастного Неемана. Так же, как и то, что эта девочка – служанка «случайно» знала о пророке Елисее. И, то, что она завела этот разговор с женой Неемана, показывает на ее сострадание и на отношение к ней хозяина – а с чего это пожалела бы она вздорного и жестокого рабовладельца? 

Поверил ли ей Нееман? А что ему оставалось? Был ли у него другой выход? Очевидно, нет. Очевидно, все другие варианты были уже исчерпаны…

4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской.

5 И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд;

6 и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его.

Все происходит в соответствии с правилами этикета того времени – Нееман идет к своему царю, а тот, будучи колонизатором Израиля, шлет с ним письмо своему вассалу – царю Израильскому. Это, кстати, показывает, что сирийский царь очень ценил и уважал Неемана.

… Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота…

А это, не больше и не меньше, как 260 кг, в переводе на наши меры!

6 и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его.

7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.

Для царя Израильского, давно забывшего о вере отцов, все происходящее – лишь образчик «гибридной дипломатии», повод и предлог для новой войны, для новых налогов, поборов и выплат, а может даже и оккупации. 

Всё вокруг нас – лишь игра политиков – разве не так думают многие наши современники, ищущие во всем – подвох и провокацию американцев, НАТО, масонов, евреев, инопланетян-рептилоидов? А может быть, проблема в том, что мы все давно забыли Бога?

Благая весть тут заключается в том, что Бог о нас не забыл, посылая нам в слуги как маленьких девочек-пленниц, так и таких великих пророков, как Елисей, ну, или таких вот надоедливых проповедников, как ваш покорный слуга.

8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле.

Что делает Нееман? Великий (но, увы, несчастный) человек Нееман прибывает к пророку, как важная персона – на конях, в колеснице. Что же дальше? Он сходит с коня, идет в дом пророка? Нет, он посылает в его дом слуг…

9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев.

Конечно, Нееман хороший человек, но не до такой же степени, чтобы идти в дом этого еврея! Несмотря на болезнь и дальний путь (помните? – десять перемен одежды!), Нееман остается сыном своего времени и язычником до мозга костей. Ни о смирении, ни о доверии Неемана к Елисею речи не идет. Просто – ему некуда деваться. А вдруг эти странные еврейские пророки и вправду обладают исцеляющей силой?

10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.

Елисей поступает так же, как Нееман, как сейчас говорят – «симметрично» – он не выходит навстречу сириянину. Вся его весть послана Нееману в слове через слугу. Но что это за весть! Как можно так смеяться над несчастным Нееманом! Странно это и просто невероятно для гордого сирийского военначальника, ожидавшего явно другого!  И гнев Неемана отражает его явное непонимание, недоверие и неготовность слушать весть от Бога – в отличие от его более благоразумных слуг.

11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;

12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.

Чего же ожидал Нееман от царя Израильского и от его странного подданного Елисея? Да, он ожидал того, что мы называем словом «магия». И это так по-человечески! «Вот, я думал…» Что же ты думал, Нееман? Что Елисей начнет что-то ДЕЛАТЬ, как и всякие другие целители стали бы делать: «выйдет, станет, призовет имя Бога своего, возложит руку…» - ну чем не магический ритуал?

Видимо Нееман имеет представление о таких ритуалах – ведь он пытался лечиться у своих жрецов в Сирии. И в его представлении Бог Израиля – всего лишь «бог Израиля», один из многих, может быть более могущественный. В его представлении Елисей – всего лишь маг, волхв, как и его, сирийские маги, ну, может быть (кто знает?) более одаренный. 

Да и чем вода этой маленькой и грязной речки лучше, чем воды сирийских рек? Действительно – ничем! Та же вода, «аш два о».

Но не может понять гордый Нееман что дело не в воде! Дело в слове Божием, посланном через Его пророка. Дело в доверии, в вере этому слову!

Как близко был Нееман к спасению! Но – «оборотился и удалился во гневе». И лишь слуги Неемана обнаружили большее понимание ситуации. Лишь они остановили своего великого – и несчастного, гордого – и отчаявшегося хозяина.

13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист".

Итак, сначала девочка-рабыня, затем – слуги-рабы – снова и снова поворачивают Неемана к этому странному слову, к доверию этому невероятному слову…

14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия…

«И пошел он…» Эти три слова – словно новая скрученная пружина. Как, вероятно, он был одинок в тот момент, как унижен в своих собственных глазах! Может быть, это и наш опыт – выбирать между смертью и странными словами? Между отчаянием и отчаянной попыткой – «а вдруг?»

Нееман пошел и сделал то, что сказал ему Божий пророк. Он, может быть, не переставал внутри себя сомневаться. Он, может быть, метался внутри себя и кричал – что я делаю! Я! Сановник и воин! Но он все же пошел и окунулся – «по слову человека Божия». И это дало то, что не могли дать никакие магические ритуалы – слово Божие в соединении с водой очистили его от проказы.

14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.

Чудо? Несомненно! Но не это главное чудо всей этой истории. Вода и слово Божие не просто очистили Неемана.

Они даровали ему веру. 

И он исповедал ее тут же. Он, язычник и военачальник, входит в дом Елисея, он становится перед ним, он неумело и просто говорит ему о своей вере – спасающей и преображающей.

15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля…

Эта древняя и странная история учит нас многому. 

Учит, если мы умеем читать Слово Божие и доверять ему.

Учит видеть в семикратном омовении язычника Неемана –наше собственное крещение, в его проказе – наш собственный мучительный грех, в сомнении-послушании сириянина – наше собственное покаяние, в его исповедании – наш Символ веры, в тени Ветхого Завета – Иисуса Христа, пришедшего в Самарийские земли и обнаружившего в «хуже-чем-язычнице» самарянке, живущей вне брака, веру, способную не просто двигать горы, но и привести ко спасению ее сограждан, жителей того же городка. Привести ко спасению – а значит, к вере, а значит – к Самому Иисусу. Помните, в прошлое воскресенье мы говорили об этом странном диалоге у колодца, диалоге о «воде жизни»? Эта история имела чудесное продолжение:

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала…

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — истинно Спаситель мира, Христос. (Ин 4)

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - говорил Маленький Принц у Экзюпери.

Вера – не вещь, которую можно ухватить, не что-то, что мы вырабатываем из себя, мыслью или экстазом. Просто Бог берёт эту Его спасительную «веру Божию», и, завернув её в воды нашего крещения, протягивает её нам, чтобы и мы делились ею с другими.

Протягивает не только однажды, в таинстве крещения, но и каждый раз, когда мы входим под кров церкви, как Нееман в дом Елисея, входим, чтобы протянуть руки для встречи со Христом.

Встречи, где Он уже под хлебом и вином посещает наш кров.

«Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Но скажи только слово, и исцелится душа моя».