Библейский текст: Мих 6:6–8 Рим 7:14–25а Мф 18:21–35
21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Проповедь:
Дорогие друзья,
Сегодня Иисус говорит нам о прощении. Разговор заходит на эту тему по причине заданного Петром вопроса - Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Петру, задавшему сегодня этот свой вопрос о прощении очень хочется определить рамки Закона и раз и навсегда установить лимит прощения. Он называет конкретную цифру – «до семи раз». Так и чувствуется у Петра: "Нет Господь, поверь, я-то умею прощать. Всех прошу. А потом догоню и еще раз прощу. Ну и контрольный простец «с плеча» - чтоб не мучились"
Господь, зная его, да и мысли многих других людей, в ответ на его вопрос отвечает, что прощать нужно до «седмижды семидесяти» или 490 раз. Понятно, что это оборот речи означающий бесконечное количество. Далее следует притча, в которой евангелист Матфей, хорошо знакомый с со службой налогов его времени, говоря о прощении, использует греческое слово ἀφῆκεν «афикен» означающее как отпустил, допустил, оставил, так и освободил от правовых обязательств. Конечно, понятно, что освободить от них может только тот, кому по закону обязаны. Самостоятельно должник лишается своих обязательств перед законом только в одном случае – их исполнения, и никак иначе.
Ясно, что этот рассказ Христа, есть прямое указание на взаимоотношение Творца и грешного человечества. Бог прощает, а человечество вновь и вновь грешит. И вот, мы видим, что Иисус не согласен с попыткой законодательного оформления прощения. Для Него истинное прощение выше Закона. Царь идет на его, вроде бы прямое нарушение, решив проявить Милость. Но может ли Законодатель, нарушить собственный Закон? Нет, не может, но Только Он вправе внести в Него коррективы.
Правда говоря о прощении Иисус не делает упор только на нем, не оно одно здесь важно. Он замечает, что кроме прощения, должно здесь присутствовать и разговору с должником, его убеждению. Если бы сегодняшний евангельский текст сводился только к прощению, тогда мы получили бы, наверное, хороший образчик защиты бесконтрольной толерантности и вседозволенности. Как мы видим, вначале царь из притчи напоминает рабу о его долге – четко указывает на то, что с ним должно случится, если он этого долга не отдаст. Должник потеряет и все что имеет, и самого себя!
«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить».
Беда в том, что, как повествует притча – отдать долг оказывается никак невозможно: «он не имел, чем заплатить» читаем мы.
И действительно, это похоже на людей, чем дольше живем, тем больше грешим. Порой кажется, что вроде и не делал ничего такого особенного – в военных действиях не участвовал, явно не убивал, вроде стараюсь быть всегда честным и перед Богом и людьми. Ну бывает иногда чего по мелочи, так это же все несерьезно?
Вы знаете, к одному священнику пришли на исповедь два человека. Первый совершил один тяжкий грех. И вот он идет и смиренно думает: - "Как же ему исповедоваться."
А второй идет к старцу и рассуждает: - "Вот у него-то большой грех, а я-то что иду, ведь грешу-то все по мелочам и сказать нечего."
Приходят они к старцу, тот посмотрел на них, и тому, кто совершил один большой грех, велел принести один большой камень. А второму сто мелких камней.
И когда они принесли, старец им говорит:
- А теперь верните эти камни на то место, откуда вы их взяли.
Само собой, понятно, что вернуть на место сто камней не просто значительно труднее, но невозможно даже вспомнить, откуда и какой камень взял.
Это к тому, что не бывает мелких, незначительных грехов, что грех по сути своей - это всегда нарушение Божьего Закона.
И вот сегодняшняя притча о злом рабе, не умеющем прощать, после напоминания о долге, продолжается прощением, лишь отвергнув которое, раб действительно лишается всего:
«Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга».
Все это напоминает нам о том, какой должна быть Церковь Христова. Одна из фундаментальных характеристик Христовой Церкви, кроме Благодати Веры, есть еще и Благодать Прощения, которая исходит кстати от Веры. – Если Бог простил меня, то и я должен прощать другим.
В молитве «Отче наш» Церковь произносит: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Здесь мы явно видим, что Божье прощение находится в тесной связи с тем, как мы прощаем других людей.
Прощенный раб кончил плохо – он не сумел простить своего должника. Тогда Царь напомнил ему о его долге и взыскал его.
Читая этот эпизод, понимаешь, что грех человека никуда не девается. Как говорит пророк:
«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?»
Конечно наши грехи все там же – в Божьих анналах. Бог знает о них, но, как говорит Писание: Блажен человек, которому Господь не вменит греха. А Он и не внемлет тому, кто прощает.
Аминь.