Мозаичный Лик Христов

- Христос воскрес!
- Воистину воскрес!

Верим ли сему? (с)

Я серьёзно задаю сейчас этот вопрос. Потому что для большинства людей этот пасхальный пароль и отзыв являются просто традицией, наподобие расхожей фразы при встрече: «Как дела?» Ну правда, согласитесь, что когда мы произносим эти слова, мы вовсе не интересуемся делами этого человека, это просто дань вежливости, после церемонного «здравствуйте», и никто не ждёт, что после этой фразы собеседник начнёт нам подробно рассказывать о том, как он живёт и как его дела. Вот и эта фраза «Христос воскрес!» для многих такая же оболочка из слов, внутри которой ничего не находится, кроме пустоты традиции. Просто так положено говорить в эти дни, и так принято отвечать.

Смысл слов – вот что делает их значимыми. Слова и фразы без смысла – просто заклинания, наподобие устаревшего «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить».

Важен смысл. А смысл слова «воскресение» не освоен нашим опытом. «Страдание» – да, даже «смерть» - да, особенно за эти последние страшные три года. Именно они, страдание и смерть, слагаемые нашего опыта, сильнее всего сопротивляются сегодняшней пасхальной вести. Какая может быть радость посреди страданий, боли, разрушений, слёз, смертей?
- Та радость, что наполняет смыслом всё перечисленное. Радость того, что всё это – не зря.

Не зря – оставленность, боль, агония. Горечь предательства. Ощущение бессилия. Всё это Он также пережил на том самом кресте, что был только позавчера.

Недавно я переслушивал песни Виктора Цоя в машине и вдруг понял, о чём его песня «Апрель». Помните?

Над землей - мороз, что не тронь - всё лед, / лишь во сне моём поёт капель.
А снег идет стеной, а снег идет весь день, / а за той стеной стоит апрель.
А Он придёт и приведёт за собой весну, / и рассеет серых туч войска.
А когда мы все посмотрим в глаза Его, / на нас из глаз его посмотрит тоска.

Да, эта песня о Пасхе, о воскресении, смысл которого ухватывается нашей душой только когда проходит через Страстную Пятницу
Через Его одиночество и оставленность Отцом небесным и теми, кого Он назвал братьями.

Через Пост, назначение которого как раз и заключалось в том, чтобы заставить себя не оставлять Христа хотя бы сейчас, в том, в чем Он нам дал Себя для этой жизни – в слове и Таинствах, в молитве и делах милосердия.

Как у листочка есть две стороны, как есть две стороны у монеты, у праздника Пасхи всегда есть эта, вторая сторона: «воскрес... из мертвых»
Вот что я хотел бы напомнить вам в этот радостный день, вслед за своим великим тёзкой, Апостолом Павлом.

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

Вы уж простите меня, несостоявшегося учителя русского языка, я всегда люблю цепляться к словам, особенно к глаголам, как здесь. Так что потерпите, я проведу сейчас маленький урок. 🙂
Итак, дорогие ученики, обратите внимание на глаголы в прочитанном нами отрывке из послания апостола Павла. Евангелие я «благовествовал», вы «приняли» и в нем «утвердились». Все это прошедшее время, все это факты уже состоявшиеся. Но вот слово – «спасаетесь» - оно из другого времени, из настоящего, из продолжающегося, что и подчеркивает Апостол – «если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали».

Мало просто благовествовать, как мало принять и утвердиться. Мало курса Краткого катехизиса. Мало даже крещения. Нужно удерживать. Удерживать этот великий дар всю нашу жизнь.
Это как с рождением ребенка. Мало его просто родить и им восхищаться, целовать его и любоваться им. Сразу после его рождения наступает пора пеленок, ночного бдения у кроватки, переживаний за первую двойку и утешений от первой неудачной любви нашего чада. Удерживать всегда труднее, чем принять.
Но в нашей вере рядом с нами Тот, Кто готов разделить с нами эту тяжесть.

Тот, Кто готов принять большую его часть на Свои плечи.
Если только мы впустим Его в наш дом. В нашу жизнь.

Что же это за Евангелие, что преподал Коринфянам и нам святой Павел? Что мы приняли, утвердили, чем спасаемся?

3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…

Крест, могила и воскресение.

Не просто – Христос воскрес! Но Он воистину умер на позорном кресте, оставленный всеми, и был погребен, как полагалось в том народе.
И только после этого – воистину воскрес!

Нет воскресения без креста и могилы – вот чему учит нас святой Павел. Избегая трудностей христианской жизни, избегая самой этой жизни, избегая «удерживания» себя в том, что нам кажется сегодня таким малозначительным и неважным, жизни в слове и таинствах, мы рискуем однажды, раз и навсегда, утратить эту потрясающую основы мироздания весть, весть воскресения.

Это – когда нам кажется, что мир не рухнет, если мы не помолимся однажды утром или вечером, или перед едой.
Это – когда нам кажется, что небо не упадет, если мы пропустим воскресную службу и просто поспим в это время.
Это – когда мы, согрешив, не ужаснемся сделанному (сказанному, подуманному), а равнодушно подумаем: «Ну ладно... Все так живут, и ничего».
Это – когда Христос, о воскресении которого мы сегодня так радостно заявили хором, так и не дождется нас у алтаря в хлебе и вине Причастия...

Удерживать себя в этой вести, вести о том, что Господь жив и ждет нас и говорит к нам и встречает нас – так просто. И так трудно. Как трудно любить всю жизнь. Как трудно быть верным. Где взять для этого силы?

Тут.
У Христа.
Который, как мы исповедовали, был распят, умер, погребен... И затем - воскрес.

Крест, могила, воскресение…

И нет другой последовательности. Ни у Него, установившего ее, ни у нас, за Ним идущих. Мы умираем, а Он оживляет нас. Словом животворящим, водой живой, пищей с Алтаря, Своими телом и кровью… Чтобы и мы жили, как и Он, чтобы и мы воскресли из мертвых – не когда-нибудь потом, а уже сейчас. Ибо без «сейчас» «потом» уже не будет…

Это был опыт ранней Церкви, апостолов, оставивших Его в ту пятницу, и опыт фарисея Савла, что гнал Его последователей спустя несколько лет… Но тем удивительнее и ярче была их встреча с Воскресшим

…и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу…

А потом, благодаря «наименьшему из Апостолов» и тем, кто слышал эту весть Евангелия, Он явился и нам с вами.
Явился водой и словом, и является по сию пору.
В страданиях, боли, агонии – Он тоже является нам, как и в утешении, прощении, принятии в Своё вечное «всегда»
И всякий раз, когда мы принимаем Его в дарах, мы можем вслед за Павлом сказать, что «… благодатью Божией я есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна…»

Не тщетна, если ноги наши влекут нас туда, где Воскресший насыщает нас Собой.
Не тщетна, если наша голова и наше сердце заставляют наши ноги идти туда, где дается вечная жизнь в виде пиши и пития.
Все это и называется словом «верить».

Все мы – несовершенны. Это правда. Но если смотреть только на свое несовершенство, никогда не сможешь стать лучше. Слабого делает сильнее тот, кто протягивает ему руку и помогает идти вперед.
И вся наша жизнь – это путь.
От рождения и до могильного холмика.
И весть распахнутой гробницы Христа указывает нам путь дальше. Туда, куда Он Сам уже взошел перед нами – предтечей. Куда Он приведет и нас, тех, кто держится за Его пронзенную руку.
Как там, в песне «Апрель»?

И откроются двери домов, / да ты садись, а то в ногах правды нет.
И когда мы все посмотрим в глаза Его, / то увидим в тех глазах Солнца свет.
На теле ран не счесть, / нелегки шаги, / лишь в груди горит звезда.
И умрет апрель, и родится вновь, / и придет уже навсегда.

С праздником вас, дорогие братья и сестры! Христос воскрес!