Иммануил Кант

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в пригороде Кенигсберга (ныне Калининград) в семье, принадлежавшей к одному из направлений протестантизма — пиетизму, проповедовавшему личную набожность и строжайшее соблюдение нравственных правил. 

Как это повлияло на будущего философа?

Что же, говоря о влиянии пиетизма на философию Канта, давайте применим следующий анализ:

  1.  Что есть Пиетизм
  2. Краткое разъяснение философии Канта
  3. Общий анализ

Пиетизм.

Пиетизм (от лат. pietas – благочестие) — это движение возникло в среде лютеран в XVII веке как как противоположность чрезмерной холодности лютеранской ортодоксии.

Традиционно лютеранская церковь с самого зарождения для себя отмечала важным следовать призыву Господню: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин 5:39). 

Но вот способ ответа на вопрос КАК ИССЛЕДОВАТЬ? Ортодоксы и пиетисты давали разный.

Ортодоксия рассматривала исследование без отрыва от общего исторического опыта Церкви, всякий раз прибегая к ответам уже данным некогда в Ее традиции. А пиетизм видел исследование Писания как некий личный опыт верующего. Понятно, что тяжелый исторический анализ багажа догматики казался многим простым прихожанам, без семинарского опыта за плечами слишком сложным. Так они стали больше внимания уделять личному благочестию, внутренним религиозным переживаниям, ощущению, как казалось живого общения с Богом. Акцент тут пал на самоконтроль и соблюдение внутренних нравственных правил. 

Можно сказать и так, что если Мартин Лютер, говоря о важности веры в деле спасения, выпинал «добрые дела» через дверь, то пиетисты запустили их через окно обратно. Вновь все сместилось со спасительной Благодати веры, которой, собственно, и совершаются подлинно добрые деяния (ибо вера формирует совесть и наши поступки), на внешне проявляемое благочестие.

Пиетисты видели во внешне христианской жизни признаки внутреннего обновления. Но это как раз то, против чего и выступала лютеранская ортодоксия. Ведь внешнее вовсе не означает наличие внутреннего и наоборот, отсутствие внешнего не значит обязательного отсутствия внутреннего.

Не зря Спаситель говорит: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мт.6:6)

Я здесь, пожалуй, закончу и не буду углубляться в историю возникновения Пиетизма рассматривая таких его ярких представителей как Якоб Шпенер. Эту информацию вы можете почитать и сами. Нам же важно поняв разницу основных постулатов пиетизма перейти к: 

Краткое разъяснение философии Канта.

Важным аспектом в философии Канта это его так называемый акцент на внутренней непознаваемости мира. 

Иммануил Кант опубликовал труд «Критика чистого разума» (Kritik der reinen Vernunft). Тут он ввел понятие как «вещь в себе» (das Ding an sich). Иногда переводят как «вещь-сама-по-себе». Надо сказать, что аналогичные термины можно найти у Платона и Аристотеля. Для канта любые предметы существуют сами по себе (или в себе) вне зависимости оттого, как они раскрываются человеку в процессе его познания. Кант считал, что «вещь в себе» изначально непознаваема. По его мнению, «знание относится только к явлениям, а вещь в себе остается непознанной нами».[1] То есть для того, чтобы что-то познать, следует сначала это «что-то» помыслить, составить о нём общее представление, мысленно сконструировать его. Но кто сказал, что наша мысленная конструкция будет соответствовать реальности? Ведь в процессе такого мысленного конструирования важная роль отводится банальному человеческому воображению.

Так по Канту выходит, что наука не столько открывает тайны окружающей природы, сколько предписывает те, или иные воображаемые характеристики самой природе. 

Кант пишет: «Рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей».[2] Понятно, что философия Канта неоднократно критиковалась впоследствии как принижающая научное познание. Отрицая за человеком возможность познать глубинную суть материальных предметов. Но парадокс, также справедливо утверждать, что Кант и преувеличил возможности научного поиска ведь для него человек посредством своего познания формирует мир, делая его таким, каким видит: «по вере вашей да будет вам» (Мт. 9:29)

Можно сказать, что Кант утверждает господство человека над природой, созданной Творцом, однако, не все так просто. Кант все же ограничивает познание явлением «вещи в себе», тем, как она является нашему разуму. Окружающий мир сформирован человеком по его способностям, возможностям к научному анализу, упорядочению. Мы живем в мире нами же и представленном. Подлинная суть вещей остается закрытой, ибо рассудок не в состоянии охватить все и сразу, весь мир целиком. В этом осторожном подходе к научной мысли несомненный плюс Канта.

Наука лишь вычленяет отдельные куски мирового целого, отдельные аспекты реального, не воображаемого мира. А на недостающих участках человек достраивает воображением то, что ему кажется там должно быть.

Итак, мы разобрали кратко основы пиетизма и философскую концепцию Эммануила Канта. В чем же они схожи? Как пиетизм повлиял на Канта?

Общий анализ.

Для пиетизма как было уже отмечено выше важным элементом, свидетельствующим о наличии подлинной спасительной веры в душе человека, оставалось внешнее благочестие. Поскольку познание внутреннего мира человека, объявляющего себя христианином непознаваемо, то это по Канту, как раз и есть «вещь в себе». Пиетисты настаивали на мысли, что о христианстве отдельного человека мы можем говорить только по его внешнему проявлению. Внутреннее благочестие можно определить лишь на основе внешних признаков нравственного обновления и возрождения. Предполагая, но не утверждая подлинную веру в душе. Это похоже и стало отправной точкой, что повлияла на Кантово «Ding an sich» и взгляд на научное познание как постоянную работу самого человека, вечно совершенствующего себя усилием собственного воображения.

Звучит красиво. Но если в человеке грех извратил все, тогда любые усилия, где центральное место занимает несовершенная человеческая личность, обязательно приведут к искажению, и познания, и спасения. Ведь это только в байках Барона Мюнхгаузена можно вытащить самого себя из засасывающего болота за косу, да еще вместе с конем. Если нет места Божьей Благодати, наш мир так и останется навсегда для нас лишь греховной иллюзией.

О. Иван 2024

_________________________________________________________

[1] Сочинения И. Канта Т. 3. С. 89

[2] Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 140.