Агнец Божий

Лютеранское поклонение погружает прихожан в Слово Божие. Лекционы, ответные слова общины, великолепные фрагменты служения, такие как Introitus и Kyrie, — не «пустые повторения», как уверяют наши критики. Это истинные библейские слова. Лютеранские гимны — не способ выражения эмоций, скорее, они представляют собой серьезное доктринально-художественное осмысление библейского текста. Символ веры и молитвы основаны на Писании. Проповедь лютеранского пастора никогда не превращается в зажигательные речи моралиста, размышления на тему происходящих событий или лекцию по популярной психологии, но неизменно провозглашает Закон и Евангелие по установленным текстам. Святое Причастие, в свою очередь, является повторением Вечери Господней, как она описана в Новом Завете. Слово Божие пронизывает лютеранское поклонение и является средством благодати.

Австралийский богослов Джон Кляйниг сказал, что поклонение — это не что иное, как переживание рая на земле. Мы видели, что попытки земных царств построить рай на земле оборачиваются бедствием. Но Церковь, как часть того же духовного царства, что и на Небесах, каждое воскресенье соединяет Небеса с землею. Во время поклонения мы уподобляемся святым на Небесах, входя в присутствие Божие.

Обращаясь к библейским учениям о поклонении, от Храма до новозаветного поклонения Христу (Евреям 10 и 12), пастор Кляйниг отметил, что во время церковного служения мы поклоняемся вместе со святыми и Ангелами на Небесах. Жертва Христова открывает нам доступ к Богу. Поскольку мы во Христе, в глазах Божиих мы также святы, как Иисус, и Он слышит все наши молитвы, как если бы они исходили от Иисуса. Посему мы можем войти во Святое Святых, в присутствие Божие, — что произойдет на Небесах, и что повторяется каждое воскресенье.

По словам пастора Кляйнига, нам не нужно ждать смерти, чтобы понять свои отношения с Богом. В начале служения мы исповедуем свои грехи, слышим Благую Весть и получаем прощение грехов. Пастор по своему призванию действует «от имени и по повелению Христа», и потому мы слышим Его решение: «Прощены».

В служении Слова Бог обращается к нам через Писание, и Дух Святой созидает веру в наших сердцах. Восхваляя Бога в гимнах, псалмах и прославлениях, мы присоединяем свой голос к голосу каждого христианина и каждой церкви и, более того, к голосам всех искупленных на Небесах — от древних мучеников до наших друзей и родных, ныне пребывающих со Христом.

Как священники Ветхого Завета омывали себя перед входом в священные пределы Храма, христиане омыты Крещением. Как священников освящала кровь жертвенных животных, христиане принимают Кровь Христову в Вечере Господней. Даруя нам Свои Тело и Кровь в хлебе и вине, Он так же реально пребывает с нами, как на Небесах или со Своими учениками. Более того, при поклонении Иисус доступнее для нас, чем был для Своих учеников. Он ближе к нам, ибо мы соединены с Ним на кресте.

Духовность креста отрицает любой морализм, но вдохновляет к самоотверженному служению. Крест развеивает рационалистические домыслы, утверждая истину откровения со всеми ее неизреченными тайнами. Крест противостоит бесплодным поискам мистических переживаний, возвышая бесславное, обыденное, даже мучительное, но через Слово и Таинства предлагающее истинное единение со Христом.

Духовная жизнь, в которой Бог совершает за нас все, может показаться кому-то слишком легкой и неправдоподобной. Но совсем нелегко быть сокрушенным Законом, противостоять своей собственной природе, преодолевать испытания и страдания. С другой стороны, это действительно легко, следует лишь принять дары Христовы. Ведь Благая Весть прощения и благодати на кресте, как сказано в катехизисе, — «непреложная истина». Эта истина — не интеллектуальное суждение, а живая вера, проявляющаяся в искреннем поклонении, в любви к ближнему, в мелочах повседневной жизни.

Публикация о. Виталий

(Джин Эдвард Вейз, мл. ДУХОВНОСТЬ КРЕСТА Путь первых евангелических христиан)