db2_500х349_0.png

(04.02.1906 Г.- 09.04.1945 Г.)

Теология протестантизма богата не только трудами весьма значимых фигур создавших его основы — Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина, но и довольно современными учеными, влияющими на его дальнейшее развитие и определяющие его возможный, дальнейший путь.

Одним из таких ‘тружеников на ниве Христа’, давшим протестантизму новый ракурс явился Дитрих Бонхёффер (Dietrich Bonhoeffer).

Наш российский обыватель не очень-то уж и знаком с этой, грандиозной, хорошо известной на западе, личностью.

Поэтому, я считаю просто своим долгом изложить здесь, для читателей страниц нашей церкви, историю жизни, и краткий экскурс в богословие, этого, поистине Великого человека.

История жизни

Дитрих Бонхёффер (4 февраля 1906 года — 9 апреля 1945) был лютеранским пастором, профессором университета, доктором теологии, первооткрывателем экуменического движения, весьма плодовитым писателем, поэтом, и… весьма важной фигурой в борьбе против нацистского режима.

Родившись в Бреславии (Германия) в 1906 году вместе со своей сестрой-близнецом Сабиной, Дитрих был шестым сыном из восьми в семье Карла и Паулы Бонхёффер. Отец его был весьма значительным профессором в области психиатрии и неврологии; его же мать была одной из малочисленных в тот период, женщин, получивших образование.

Получив диплом теологии в Берлине в 1927 году Бонхёффер начал свою пасторскую деятельность в одной из немецких церквей в Барселоне в 1928 году. В 1930 он уезжает на учебу в Нью Йорк в Обьединенную Теологическую Семинарию (Union Theological Seminary); в 1931 году он приступает к преподаванию на теологическом факультете Берлина и получает пасторское рукоположение.

В этот период он начинает принимать активное участие в экуменическом движении, параллельно устанавливая интернациональные связи, которые впоследствии сыграли большую роль в его будущей борьбе против нацистского режима.

В 1931 году он избран молодежным секретарем во Всемирном Союзе за межцерковное сотрудничество и, в 1933 году вошел в члены Всеобщего Христианского Совета ‘Life and Work’ (из которого впоследствии и возник ‘Экуменический совет церквей’).

С восхождением к власти Гитлера в конце января 1933 года, для ‘Немецкой лютеранской церкви’, к которой принадлежал Бонхёффер, наступили трудные времена. Многие из немецких протестантов благосклонно восприняли приход фашистского режима; в особенности это касалось группы так называемых ‘немецких христиан’ (Deutsche Christen) эта группа стала проводником нацизма внутри церкви, дойдя даже до требования ликвидировать Ветхий Завет из Библии.

В 1933 году, вдохновившись ‘арийскими’ законами государства, они предложили ввести так называемый ‘арийский параграф’ для церкви, который запрещал неарийцам занимать руководящие посты в церкви или заниматься религиозным преподаванием. Спор, который при этом возник, привел к глубокому внутрицерковному разделению: идея миссионерской работы среди евреев была глубоко распространена до этого в церкви, но теперь ‘немецкие христиане’ утверждали, что евреи это отдельная раса, которая не в состоянии стать ‘арийской’, даже в случае принятия крещения, таким образом, всеми этими идеями они отвергли даже смысл и ценность самого Евангелия.

Бонхёффер резко выступил против ‘арийского параграфа’, подчеркивая тот факт, что его введение поставило бы христианское учение на службу государственной идеологии: если неарийцам будет закрыт доступ к церковному служению, то пастора должны, в знак солидарности уволится, даже если бы это грозило расколом и созданием новой церкви, свободной от идеологии режима.

В работе, написанной им 1933 году ‘Церковь перед проблемой иудеев’ Бонхёффер был первым, кто задумался над проблемой взаимоотношения между церковью и диктаторским режимом нацистов, со страстью проповедуя идею, что церковь должна противостоять политической несправедливости. Когда в сентябре 1933 года ‘арийский параграф’ был принят национальным синодом Евангелической церкви, Бонхёффер занялся тем, чтобы информировать международное экуменическое движение о реальной тяжести возникшей проблемы. Вместе с тем он отказался от места пастора в Берлине в знак солидарности с теми, кто был изгнан из пасторского служения по расистским причинам, и решил переехать в немецкоговорящую общину Лондона.

В мае 1934 года родилась так называемая ‘церковь исповедания’ возникшая благодаря меньшинству находящемуся внутри Немецкой евангелической церкви, которая адаптировала декларацию Бармена направленную против нацизма. В апреле 1935 года Бонхёффер возвратился в Германию, для того чтобы руководить, вначале в Цингсте (Zingst) а затем в Финкенвальде (Finkenwald), подпольной семинарией направленной на подготовку пасторов ‘церкви исповедания’, которая все боле активно преследовалась Гестапо. В 1937 году эти преследования увенчались декретам Гиммлера объявляющим нелегальной подготовку пасторов ‘церковью исповедания’. В сентябре семинария в Финкенвальде была закрыта Гестапо. Два последующих года Бонхёффер продолжал преподавание подпольно; в 1938 году Гестапо изгнало его из Берлина и, в 1940 году, запретило ему выступать публично.

В 1939 году Бонхёффер сблизился с группой сопротивления выступившей против режима Гитлера, в которую, кроме него, входили адвокат Ханс фон Донаньи (Hans fon Dohnanyi) (его зять), адмирал Вильгельм Канарис (Wilhelm Canaris) и генерал Ханс Остер (Hans Oster). Как теолог Бонхёффер был основным связным между международным экуменическим движением и немецким антифашистским заговором. Его служение, направленное на то чтобы помочь группе евреев бежать из Германии привела его к аресту произошедшим в апреле 1943 года.

Два года тюрьмы перед его смертью, в письмах написанных своему другу Эберхарду Бетге (Ebenhard Bethege), Бонхёффер анализировал смысл христианской веры в ‘повзрослевшем мире’, задаваясь вопросом: ‘кем является для нас Иисус на сегодняшний день?’

Христианство часто сбегало от мира, стремясь найти последнее пристанище для Бога в некоем ‘религиозном уголке’, далеком от нападок научной мысли и аналитического мышления. Но Бонхёффер утверждал что именно сильное, повзрослевшее человечество и призывает Бог, для того чтобы трансформировать его во Иисусе Христе — ‘личности для других’.

После провала заговора против Гитлера 20 июля 1944 года, Бонхёффер был переведен в Берлинскую тюрьму, а затем в концентрационный лагерь Бухенвальд и, в конце, в Глоссенбург (Glossenbuerg), где и был повешен совместно с другими заговорщиками.

Через 10 лет после его смерти бывший врач концлагеря Флоссенбург написал: «Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки… я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице… За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу».

За свою жизнь Бонхёффер успел опубликовать несколько работ: в 1930 году, ‘Sanctorum communio’, в 1931 году ‘Действие и бытие’, в 1937 ‘Хождение вслед’, в 1938 году ‘Совместная жизнь’. Письма и заметки, написанные им во время его тюремного заключения которые он посылал Эберхарду Бетге, совместно с письмами родителям и некоторыми стихами, получили название ‘Сопротивление и покорность’, и были присоединены к его изданным работам позднее — в 1951 году. Позже были опубликованы и другие работы, которые, по мнению самого Бонхоеффера, были наиболее значительными в его творчестве — ‘Этика’ (1949); ‘Искушение’ (1953); ‘Повзрослевший мир’ (1955-66).

Теология Д. Бонхёффера

Пожалуй, важным в богословии Д. Бонхёффера является тот факт, что он сумел, хоть может это и звучит для кого-то несколько пафосно, ответить на вопрос современного мира — как человек, живущий в обществе, основанном на нигилизме, может в то же время оставаться христианином?

Когда-то Фридрих Ницше предрек христианству гибель от его собственной морали: ‘Эта мораль обращается против христианского Бога (чувство правдивости, высоко развитое христианством, начинает испытывать отвращение к фальши и изолганности всех христианских толкований мира и истории’ (Ницше Ф. Воля к власти. М., 1910, с. 7.)

Иными словами христианин просто не может быть религиозным из-за того, что вдруг, осознав всю несовершенность истории христианской церкви — с ее инквизицией, крестовыми походами и др., он навсегда откажется и от церкви и от религии вообще.

Да и действительно, как христианин, живя в диком мире ‘борьбы за выживание’, в мире, где выживает тот, кто нанес первым удар, может оставаться ‘безропотной жертвой’, реагируя на происходящее зло лишь пассивно, с неизбежностью ожидая своей гибели?

Итак, либо христианство умирает, либо защищается, но тогда и оно неизбежно становится участником несправедливости, пронизывающей наш мир. Вот как об этом пишет и сам Бонхёффер: ‘Грандиозный маскарад зла смешал все этические понятия. То, что зло является под видом света, благодеяния, исторической необходимости, социальной справедливости, вконец запутывает тех, кто исходит из унаследованного комплекса этических понятий; для христианина же, опирающегося на Библию, это подтверждает бесконечное коварство зла. Не вызывает сомнений поражение ‘разумных’, с лучшими намерениями и наивным непониманием действительности пребывающих в уверенности, что толикой разума они способны вправить вывихнутый сустав. Близорукие, они хотят отдать справедливость всем сторонам и, ничего не достигнув, гибнут между молотом и наковальней противоборствующих сил. Разочарованные неразумностью мира, понимая, что обречены на бесплодие, они с тоской отходят в сторону или без сопротивления делаются добычей сильнейшего’ (Д. Бонхёффер ‘Сопротивление и покорность’).

Размышляя над исторической реальностью современного христианства, Бонхёффер все же находит выход и, приняв реальность невозможности абсолютного совершенства церкви, о которой говорит Ницше, за факт, опровергает его утверждение о неизбежной смерти христианства тем, что указывает на главный пункт в учении Христа — не человек выбирает Бога, а Бог человека!

Как бы ни был сложен окружающий мир, как бы ни складывалась дальнейшая жизнь христианина, Бог неизменно приходит на помощь — ‘Я верю, что Бог из всего, даже из самого дурного, может и хочет сотворить добро. Для этого ему нужны люди, которые используют все вещи в благих целях. Я верю, что Бог в любой беде стремится дать нам столько силы сопротивления, сколько нам нужно. Но Он не дает ее заранее, чтобы мы полагались не на себя, а лишь на Него. Такая вера должна была бы освободить от всякого страха перед будущим. Я верю, что даже наши ошибки и заблуждения не напрасны и что Богу не сложнее с ними справиться, чем с нашими так называемыми благими делами. Я верю, что Бог не вневременной фатум, Он ожидает искренней молитвы и ответственных дел и не остается безучастным’ (Д. Бонхёффер ‘Сопротивление и покорность’).

Итак, для Бонхёффера, как для истинного протестанта ‘жизнь без греха’ невозможна. Мир несовершенен, и даже сама попытка найти в нем совершенство, полностью бессмысленна. Остается одно — открыть свое сердце для Божьего призвания, посвятить свою жизнь Богу. Иными словами стать тем, о ком он сам же и говорит что они — ‘используют все вещи в благих целях’. Но как это сделать? Как определить чего хочет от нас Бог, в нашем нестабильном, полном парадоксов мире? Как найти эту ‘благую цель’?

Ответ, как это ни странно, воистину прост, и содержится он в Библейской истории о Голгофском кресте. ПОЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ РАДИ ДРУГИХ — вот настоящая благая цель, вот истинное христианство!

Человек, человеческая личность, то, ради чего Иисус, Бог, пошел на Крестную смерть — именно это и есть истинный предмет христианского служения: ‘Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. При этом главное вовсе не в количестве, а в интенсивности. Ведь в конце концов именно человеческое отношение и есть самое главное в жизни: Сам Бог дает нам возможность служить ему в сфере человеческого. Все остальное приближается к ‘гордыне’:’ (Д. Бонхёффер ‘Сопротивление и покорность’).

Эти слова Дитриха Бонхёффера показывают нам внутреннюю составляющую того пути, который он обрел в своих теологических изысканиях, ту веру, которую он страстно проповедовал в далеком от совершенства земном мире, героически борясь с воцарившимися в Германии силами зла. И, именно эта вера и дала ему силы стать на путь, которым прошли все истинные христианские мученики — когда потребовалось, он без колебаний осушил до дна чашу страшных испытаний выпавших на его долю. Он умер как святой, как истинный исповедник Царства Божия, оставив нам в наследство, указатель к истинному христианству: ‘Быть христианином не означает быть религиозным в определенном смысле… а означает быть человеком…’ (Д. Бонхёффер ‘Сопротивление и покорность’).

Пастор Иван 31 июля 2005 г.