luce

Недавно я понял одну истину: смутные времена требуют от нас не изобретать сложные новые смыслы, а вернуться к истокам. Еще Киплинг, живший в эпоху торжества прогресса, когда всем казалось, что человек, создавший двигатель и построивший машины, бегущие быстрее лошадей, может всё, ещё он предостерегал нас не забывать об основах в знаменитом стихотворении «Боги Азбучных Истин»:
Еще на деревьях отчих от Них усвоил народ:
Вода - непременно мочит. Огонь - непременно жжет.
Но нашли мы подход бескрылым: где дух, идеал, порыв?
И оставили их Гориллам, на Стезю Прогресса вступив.
И вот, разрушив кучу европейских империй и пережив две мировых войны, едва отдышавшись, мы снова затеваем передел мира, ставя всё на грань выживания. И в эти дни, когда последние империи пытаются сожрать окружающих накануне своего саморазрушения, тот же Киплинг актуален, как никогда:
С Ветром Времени мы летели. Они не спешили ничуть.
Не мчались, как Боги Торжищ, куда бы ни стало дуть.
Но Слово к нам нисходило, чуть только мы воспарим,
И племя ждала могила, и рушился гордый Рим.
Простите меня за это поэтическое вступление. Я хочу, чтобы мы поняли, что всегда, во все времена, нам важно помнить об аксиомах:
- Огонь обжигает
- Вода мочит
- На лжи, воровстве и на пожелании чужого не построишь “прекрасного завтра”, а смерть, принесённая тобой другим, всегда вернётся и за тобой.
Это банально. Но это важно помнить. Потому что цивилизация, кторую мы с вами имеем пока, это всего лишь тоненькая корочка, под которой бурлит и клокочет магма огненной бездны.

Кстати, о бездне. Немецкий философ Фридрих Ницше как-то сказал фразу, ставшую афоризмом: «Будь осторожен, заглядывая в бездну. Помни, что бездна тоже заглядывает в тебя». Впрочем, самому Ницше его совет не помог – бездна поглотила бедного немца, и он остатки своих дней провел в психиатрической лечебнице, а на его работах, спустя сто лет, нацисты построили свою фашистскую теорию. Какой была их практика, мы помним, помним, какая бездна засосала в себя целое поколение, ну а если забыли, можем краем глаза заглянуть в бездну другой империи, что сегодня сжирает Украину.

Пустота засасывает. Это не значит, что любая деятельная активность этому противостоит. Напротив, я очень редко встречал людей с потухшим взглядом сидящих на крылечке своего дома, разве что это старики в деревне, всеми оставленные. Страшнее, как раз, другая, активная пустота. Та, что заставляет нас бегать, суетиться, что-то делать, а потом – раз! и мы понимаем, что все, что мы делали эти десять, двадцать, тридцать лет, вся эта наша энергия – ни уму, ни сердцу. И тогда, на грани сосущего отчаяния где-то в области груди, мы судорожно вспоминаем, что нет, что все не так уж пусто, что вот, однажды, на праздники, мы вышли с детьми на природу, учили сына разводить костер, играли с дочкой в мяч, баловались в воде, бултыхаясь у берега…
Как лучики света эти эпизоды выхватывают из нашей пустой и серой жизни яркие пятна того, что мы и за жизнь-то не считали, а они и были теми паззлами, из которых жизнь складывается… 
Что мешало нам жить, как надо? Что мешает это делать сейчас? Иеремия, молодой пророк, видевший так далеко, писал и об этом в своей книге:
19 Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к Тебе придут народы от краев земли и скажут: "только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы". (Иер.16:19)
Это из Пророка Иеремии.

Ложь и пустота заразны и активно-деятельны. Они втягивают в свою орбиту целые народы и племена, целые цивилизации живут и умирают под пустые, ложные и бесполезные лозунги. Мы тоже это знаем по нашему прошлому. Я вырос в доме, из окна которого каждый день читал транспаранты про то, что «партия – ум, честь и совесть эпохи» и про то, что «экономика должна быть экономной». 
Как избегнуть этого влияния, когда нас с детства приучали к этой пустоте, даже изобрели икону, на которую поклонники пустоты до сих пор молятся ежедневно, даже едят, часто, не отрывая глаз от этой иконы, даже Новый год встречают в ее присутствии. 
И не телевизор виноват сам по себе, что вся эта лживая пропагандистская тухлятина льется оттуда непрерывно. Виноваты те, кто бездарно проживают свою жизнь, созерцая пустоту. Мы сами.
Это наша рука не выключила телевизор. Это мы не заткнули рот соседке-сплетнице, а наоборот, поучаствовали в обсуждении. Это нам нравится такая жизнь, что была в нашем детстве и мы ностальгируем по прошлому.
И вот, мы готовы отдать всё человеку, который приведёт нас «во вчера», убив по пути тех, кто нам мешает мечтать и кто хочет жить будущим.
И такие мечтания не безобидны, как думают многие. И тот же Иеремия тычет нас носом в «азбучные истины»:
5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь.
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. Иер 17

Помните, с чего я начал? Пустота затягивает. Она вглядывается в нас. Она лишает нас осмысленной жизни, заменяя ее на суррогатное «существование»
И она приводит нас к бездне. К месту, которое Бог оставил пустым. Где Его нет. Где тьма и скрежет зубовный, нет, не от сковородок, на которых нас будут жарить черти, а от того бесконечного пустого созерцания себя, что нам останется навеки, и от жара нашего собственного отчаяния и злости.
Пустота при жизни – бездна навсегда.
Серость и сумерки здесь – и отсутствие света там.
Потому что «суд … состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет…» (Иоан.3:19)

Пустая жизнь приводит к разрушению. Свет же выводит к цели. Какова ваша цель, братья и сестры? Каждый день, каждый час?

Пустота и темнота убивают не только веру, но и разум. Рассудок теряет смысл, и даже если мы хорошие работники или хорошие мужья и отцы, жизнь без постижения воли Божией убивает нас. Страшно жить в мире, где властвуют лишь деньги, власть и могильный червь. Даже самый лучший гражданин такого мира в конце концов убьет себя, не видя смысла. А уж как убить себя «господин пустоты» подскажет.

Но даже в такие времена, как эти, когда, кажется, весь мир марширует в бездну, мы не должны бояться, прятаться под одеялом с фонариком и дрожать, думая, что пронесёт. Кажется, пора понять, что мы выросли. И что пора скинуть одеяло и смело посветить себе под ноги, себе и тем, кто рядом. И пойти туда, где есть свет, смысл и вечность. Мы знаем куда.

Там, где Господь, где Он не покинул и не оставил нас, где мы ждем Его Второго Пришествия и где встречаем Его в Слове и Таинствах нет места бессмысленному существованию. 
И там, зарядив наши батарейки, нам предстоит вновь и вновь идти по дороге против движения толпы, шарахающейся от света. И показывать дорогу тем, кто еще способен видеть.

Потому что мы – «свет миру». Потому что «не может укрыться город, стоящий на верху горы», даже если тьма залила все вокруг. Наш свет не потушить, потому что он – в нас, хотя источник его – не в нас. Мы приняли его в слове и таинствах не для того, чтобы любоваться им «под сосудом».
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Это как соль – малая щепотка, а делает съедобной целый котел пищи.
Такова наша роль – быть солью и светом, будоражить, раздражать, вести к спасению – и себя, и тех, кто с нами.
Соль и свет – такие азбучные прописные истины, но только они помогают нам и сберечь свою веру, и помочь другим. 
В них наше противоядие пустоте, темноте и пресной репе бессмысленного существования. Лжи и обману пустых лозунгов сил тьмы. 
И не пугайтесь – не мы идем этим путем первые, был еще Один, кто проложил нам этот путь – через темноту предательств, боль Голгофы и ад смерти, к вечному источнику света и любви, где наши батарейки уже никогда не сядут…

Аминь

Ред. 2024 Таллинн («Соленый свет 2016»)