St.Trinitas

Библейский текст: Ис 6:1–13 Рим 11:33–36 Ин. 3:1-15

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Проповедь

Дорогие братья и сестры, сегодня мы читаем историю беседы Никодима и Христа. Кто такой Никодим? Писание говорит нам, что он «один из начальников Иудейских». По свидетельству евангелистов Никодим был человеком, дорожащим своей репутацией порядочного человека, и боявшимся навлечь на себя подозрения в ереси. Даже для того, чтобы пообщаться с Иисусом, он пришел к Нему ночью (Ин. 3:1).

В беседе Господь говорит Никодиму интересные слова: «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете».

Кто эти Мы? О ком это Иисус?

Ну, на это несложно ответить, достаточно просто вернуться к началу нашего сегодняшнего евангельского отрывка, и мы увидим, что Иисус говорит с Никодимом о Духе Святом: «говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Вот кто эти Мы – Дух Божий и Сам Господь.

Среди разных направлений христиан существует разное мнение насчет того, происходит ли Дух Святой только лишь от Отца, или также от Сына? Восточная, Православная Церковь не признает Filioque латинский термин, означающий что Божий Дух исходит «и [от] Сына», это добавление, имеющееся в латинском переводе Никео-Константинопольского символа веры, принятое в Латинской, Западной Церкви.

Нужно сказать, что эта вставка появилась в Западной части Единой церкви уже в 589 г. Она была принята на соборе в Толедо с целью подчеркнуть, Божественное происхождение Сына Божьего. Восточная часть Единой Церкви изначально не видела в этом добавлении никакой проблемы, однако, с течением времени, когда отношения между Западом и Востоком усложнились, филиокве стали рассматривать как одну из причин разделения Церкви. Хотя изначально многие святые отцы высказывались вполне в духе филиокве:

Амвросий Медиоланский, произведение «О Святом Духе» (ок. 381 г.): Также и Святой Дух, исходя от Отца и Сына, не отделяется ни от Отца, ни от Сына.

Тертуллиан: Дух не имеет другого источника, кроме Отца через Сына (Против Праксея — «Adversus Praxean»)

Иларий из Пуатье: Если верят в то, что есть некое различие между тем, чтобы брать от Сына и происходить (procedere) от Отца, то несомненно, что брать от Сына и брать от Отца — одно и то же (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate).

Св. Августин: Следует признать, что Отец и Сын суть одно начало Святого Духа, а не два (Augustinus. De Trinitate)

Но для чего Толедский собор на Западе принял решение внести все же эту добавку в Символ Веры?

Filioque стало необходимым аргументом для присоединения ариан вестготов дабы Церковь могла убедиться в их полным отказе от арианства. Надо сказать, что если на Востоке было много различных ересей, то Запад в основном имел дело именно с арианами.

Писание, кстати, словами Никодима свидетельствует нам сегодня: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

А сам Иисус говорит о себе следующее: «Видевший меня — видел Отца» Ин.14:9, а также: «Я и Отец – одно!» Ин.10:30

Что же, и для отцов Церкви, и для Святого Писания нет никакого сомнения в том, что Дух Божий и от Отца, и от Сына исходит.

Если возвратиться к сегодняшнему Евангельскому тексту, то мы увидим, что несмотря на то, что Никодим видит в Иисусе Того, Кто «пришедший от Бога», однако Спаситель довольно строг с ним. Вначале он обвиняет его самого и тех, кого он, очевидно, представляет – иудейских начальников, в том, что они не принимают свидетельства Божьего. А затем раскрывает пред ним всю картину грядущих событий Голгофской жертвы: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Действительно, недостаточно просто видеть в Иисусе посланника Небес, нужно принять главное, сердцевину христианского учения – Иисус и есть Сущий, Ему подвластна Тайна Жизни, сила Победы над Смертью. Все что принадлежит Отцу, принадлежит и Сыну. Господь говорит: «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам». (Ин. 16.15)

Но зачем Господь говорит с Никодимом о вещах, которые трудны, а может быть даже невозможны для его понимания? Зачем повествует о Тайне Креста: «должно вознесену быть Сыну Человеческому»? Может ли простой человек постигнуть Промысел Божий?

Апостол Павел в своем Послании к Римлянам пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Римл. 11.33-34)

Конечно да, Тайны Божьи разумом человеческим не объять. Как можно, к примеру, понять Тайну Св. Троицы или Боговоплощения?

Как-то раз блаженный епископ Августин глубоко погрузившись в размышления о Ее сущности, неторопливо брел по берегу моря. Внезапно он увидел маленького мальчика ложкой пытавшегося собрать в раковину море. «Что ты делаешь?» — «Море ложкой вычерпываю», — ответил мальчик. «Ну, вряд ли у тебя получится», — заметил епископ. — «Море слишком большое и слишком глубокое, чтобы ты смог вычерпать его ложкой» Но малыш возразил на это: «Если ты уверен, что сможешь философским размышлением познать бесконечную Тайну Господа и Святой Троицы, то и я смогу собрать море в мою раковину». Мудрый отец церкви не нашел, что возразить ребенку и в еще большой задумчивости отправился дальше.

Нужно признать, понимание порой не является процессом, целиком и полностью зависящим от нас. Иногда, для того чтобы достичь настоящего понимания необходимо отказаться от привычных нам форм разумения и дать возможность действовать Благодати, «Музе», Откровению свыше: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

В вопросах веры основным критерием истинности, как это ни странно остается сама вера. А вера бывает разная. Иногда то, во что мы верим доказуемо, а иногда и нет. Ведь:

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Римл. 11.33-34)

Так что благодаря дару веры мы просто знаем — Бог и есть Истина. Этого нельзя доказать путем физических исчислений. Просто здесь иные координаты измерений. Даже в нашем физическом мире к примеру, в компьютерном программировании невозможно двоичную систему координат (единица и кратное двум), заменить на десятичную, которой мы обычно пользуемся повседневно для вычислений (единица и кратное десяти).

Это разный мир. Что уж говорить о духовном? Как, например измерить великолепие Лунной сонаты Бетховена? Чем? Нечем, слушающий просто знает, – это прекрасно.

То же самое касается и веры в Триединство Божие. Чем доказать, что Бог Триедин? Как? Просто читая Писание? Но ведь «огрубело сердце народа, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Бог исцелил их». (Ис 6.9-10)

Так что же делать? Наверное, уподобится Богу, что настойчив по отношению к грешному роду человеческому. Люди упорны в своих прегрешениях, однако Бог упорнее. Иногда это Божье упорство кажется нам странным, порой бессмысленным, но мы также можем, с похожим же постоянством, довериться Любящему Создателю. Он все делает правильно. Если и имеется где-то Непререкаемая истина, то она в Боге. Не стоит заменять Его «правдой» грешного человечества. Богу Божье — Кесарю Кесарево!

Гарольд Коттам радист судна «Карпатия» 15 апреля 1912 года в 00.25 принял сигнал с тонущего корабля «Титаник». Так «Карпатия» появилась первой на месте ужасной трагедии и спасла 706 человек.

Капитан Артур Ростон позже свидетельствовал: «Абсорлютно все направлялось свыше… Радист вовремя оказался в рубке, хотя был свободен от работы. Просто переодевался и слушал… Через минуту он бы уже спал и не принял сообщения».

Да, Бог ведет. Вовремя и упорно. Веками Он предлагает в Слове своем спасение и надежду, но слышит ли человек? Доверяет ли чуду? Или ищет своего, предпочитая ограничить себя сном собственного разума? Конечно, непостижимы планы Бога, непонятна Тайна Триединства, и неисследимы пути, и все же услышьте Писание — Он Триедин, и Он всегда рядом. Аминь.