Когда-то давно мне довелось побывать в небольшом уральском городке Кунгуре. Местные знакомые устроили мне экскурсию по городу, и первая достопримечательность была такая: в самом центре, одна из главных улиц, носившая название «улица Свободы», упиралась в большую тюрьму. Кунгурцы так и шутили, мол у нас свобода идёт от тюрьмы. И я тогда подумал, что это вообще очень символично и характерно для страны, откуда я родом, ведь там даже пословица такая есть: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»
Под этими словами могут подписаться очень многие христиане, особенно времени советской власти. Исповедание веры не всегда было безоблачно и безмятежно. И альтернативой смерти служила тогда тюрьма, место, устроенное для того, чтобы сломать тебя, как человека. Заставить отказаться от своих взглядов. Отречься от своей веры. Собственно, сейчас эти времена вновь возвращаются, когда за бескомпромиссную веру или за убеждения люди получают чудовищные сроки.
Варлам Шаламов, писатель, проведший на Колыме более двадцати пяти лет, говорил, что тюрьма никогда не дает положительного опыта, всегда калеча тела и души людей. Что ж, он имел право так говорить, однако сам он являл собой обратный пример – человека, победившего пресс всесильной Системы и рассказавшего о ней. И он же, сын священника, но сам человек неверующий, с удивлением и некоторым восхищением писал о людях, которых на зоне можно было убить, но не сломать, как личности. Таковых было две категории – «попы» (в смысле, православные священники) и «сектанты» (преимущественно протестанты разных мастей).
Сломаться – или устоять. От чего это зависит? Очень личный вопрос, ведь пока это не коснулось лично тебя, ты того и не узнаешь. Не узнаешь, что для тебя является главным – то что ты декларировал в безопасности и комфорте, или что-то другое? Что для тебя главное? Говоря по-христиански: Кто для тебя твой Бог?
Лютер в Большом Катехизисе формулирует это так: «…То, чему вы отдаете свое сердце, и на что вы возлагаете свое упование, является, по существу, вашим богом»
И бывают времена, которые задают нам этот вопрос: готовы ли мы ответить за нашу веру в нашего Бога? Мы читали сегодня об этом.
22 Народ также восстал на них (на апостолов), а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
Я ещё застал ту страну, где по радио пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», а для многих улица Свободы упиралась в тюремную решетку. Но заключить в тюрьму можно лишь тело, если душа свободна, то кто закуёт её? И в тюрьмах христиане продолжали верить, молиться и проповедовать Христа.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
В чём сила молитвы, опора надежды, что стены однажды рухнут, и улица Свободы пройдет дальше, через руины бывшей тюрьмы? Наверное, в Боге. В Его надежности, что ли. Мы сами по себе слабы, но мы знаем кое-что, что не знает и не хочет знать мир - в этих страшных и пугающих условиях нашей жизни - с нами Бог. Он сошел в этот мир когда-то, два тысячелетия назад, и Он не покидал нас отныне. И возносясь, Он сказал странные слова для того, кто уходит: «Я не покину и не оставлю вас. И вот Я с вами во все дни до скончания века…» И Он оставил нам место встречи с собой - в Слове и преломлении хлеба. И - в воде крещения, где мы обретаем дар Святого Духа, того, Кто наполняет Своей силой наши молитвы и наши поступки в трудные времена.
И Господь не обещал нам легкой и обеспеченной жизни, напротив, он говорит о гонениях и трудностях так, что это способно ввергнуть в уныние самого закоренелого оптимиста. Одно Он обещает точно - Он будет с нами. В боли, в страдании, в гуще этого мира. Только там мы сможем узнать Сына, только там Он открывает нам любящего Отца.
"…Узники же слушали их"
Наша молитва, наше воспевание Бога, обращено не только к Богу. Наша молитва становится часто нашей проповедью - там, где нам запрещают проповедовать, где нам закрывают рот законами и правилами, повелевающими молчать. Но молитва, как дыхание, находит выход. И, те, кто слышат ее, узнают об Источнике нашей силы и уверенности. И находят в себе силы для того, чтобы тоже упасть на колени и отворить уста в молитве. Когда запрещена проповедь- молитва становится проповедью. А кто может запретить молитву?
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
Знаете, я узнаю в этом темничном страже, в этом тюремщике самого апостола Павла в прошлом, еще Савла. Ведь всего несколько лет назад Савл старался так же ревностно служить вере своих отцов, как и сегодня это страж - своему государству, Священной Римской империи. И, думаю, он готов был умереть за свое дело, как и этот язычник, видевший в Риме своего бога. И вот, все, что ему доверили провалено, двери темницы открыты, узники, должно быть, бежали. Что ожидает теперь этого стража? Суд? Позор и тюрьма - только с другой стороны двери? Ведь его бог - Рим - не прощает промахов и не милует неудачников, как и бог Савла, требовавший крови этих отступников-христиан. И бесполезно молить о пощаде, этот бог не слышит наших молитв, важно лишь то, что ОН хочет сказать нам, важно лишь, что ОН требует от своих подданных. Там, где сила, мощь или честь являются богом, бесчестие - худший из грехов, и самоубийство - надежный и красивый способ смыть вину, искупить позор.
Но там, где Бог - Христос, прощающий грехи и умирающий за грешников, все по-другому.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
Все по-другому стало вдруг в жизни этого человека. И как когда-то ослепленный Савл, он падает на колени перед бывшим гонителем христиан. Как странно Бог устраивает жизни и судьбы людей! Как трудно и как по-разному обретается истина разными людьми! Но суть остается одна - идолы повержены, прежняя жизнь лишена всякого смысла, прежние идеалы оказались пустым звуком. А я думаю о тех людях, что с криками: «за Ленина! За Сталина!» шли в атаку. И среди них был мой отец, свято веривший в идеи коммунизма и в его богов. И сколько таких людей умерли во лжи, так и не пережив своего «землетрясения», так и не задавшись самым важным вопросом в жизни: «Что мне делать, чтобы спастись?». И сколько таких людей умирает сегодня на полях сражений страшной идущей войны?
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
Не помните ли вы, дорогие братья и сестры, где еще звучит этот вопрос? Да это же вопрос Савла на дороге в Дамаск, после встречи со Христом! «Господи! Что же мне теперь делать?»
И это вопрос людей, слушавших проповедь Петра в день Пятидесятницы в Иерусалиме, когда Дух Святой сошел на Апостолов: «Мужи братия! Что же нам делать, чтобы спастись?»
Что же делать, когда прежняя жизнь закончена, а идолы повержены? Что хочет от нас Бог, явившийся нам, савлам, тюремщикам и просто обывателям, чья душа была сотрясена молитвой за нас, или обстоятельствами, или проповедью слова Божиего?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
Спасение необходимо нам, когда все вокруг нас рушится и уходит в погибель, когда-то, что казалось несокрушимой твердыней, вроде тюрьмы в Филиппах, вдруг превращаются в пыль. Прошлое уже не имеет значения, как не важно уже кто ты – офисный работник или грузчик, тюремщик или заключенный, мытарь или террорист - зилот.
Но как верить, если я не знаю - в Кого? И даже если я и знаю что-то об Этом Самом Иисусе, то что требуется от меня, чтобы спасение достигло и меня, грешного и сокрушённого человека? Где найти силы не смотреть на ужасы и распад этого мира, на его агонию, в какую сторону повернуть глаза, чтобы увидеть спасение, получить мир и покой в сердце, даже если ты в темнице, даже если - весь мир против тебя?
- Веруй, - говорят Апостолы. И вот тут важно не спутать Божию веру с нашей реакцией на веру, с ее исповеданием, осознанием. Ведь вера - это не то что мы, а то, что Бог. Ведь вера - это Его дар. Дар Святого Духа, отныне поселяющегося в наших грешных телах. И этот дар Бог хочет передавать нам определенным образом. Каким?
Везде, где звучит вопрос покаяния: «А что же нам (мне) делать?», везде есть ответ. И этот ответ - один и тот же: вера приходит через крещение. Через воду и Божие повеление, Божие слово.
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
Так, в дом, который готов был только что рухнуть от свалившихся на него сотрясений в прямом и переносном смысле, пришли мир и спокойствие. И человек, только что собиравшийся в отчаянии свести счеты с жизнью, обрел вечную жизнь и прощение грехов. Все обрело свой смысл, хотя вокруг ничего не изменилось - не рухнула империя, не развалилась тюрьма, не отросли крылья за спиной темничного стража, но все же что-то изменилось в нем и в его семье. Умерли, утонули в воде крещения старые идолы, что пугали и грозили наказанием и смертью, а на их место пришла вера в истинного Бога, явленного в Иисусе Христе, Которого сообщили стражу Его Апостолы.
Когда все вокруг нас рушится и распадается, когда безбожные системы стремятся нас раздавить, нам важно помнить о своем крещении - в нем мы перестали быть неотъемлемой частью этого тленного мира, им мы родились в вечность. В нем, в нашем детском или взрослом крещении, о котором мы, может быть, так редко вспоминаем, мы получили всё необходимое - прощение грехов, вечную жизнь, силу Святого Духа.
«Я крещён – значит, я спасён», говорил Лютер.
Но и это еще не все. Как заботливый Отец, Он не только принимает наши роды в водах крещения и утешает нас словом, но Он и питает нас Христовыми Телом и Кровью, делая нас причастными Его природе! Не об этом ли мы читаем дальше в истории о темничном страже?
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Где трапеза, там всегда есть хлеб и вино, где Церковь - там всегда есть те, кто служат Слово и Таинство, где радость обретения спасения, там всегда Евхаристия.
Чему нас учит эта история? Тому, что Бог силен из камней воздвигнуть себе детей. Что трудности, которые с нами происходят, Он силен превращать в чудные дела нашего спасения.
Такова наша жизнь - когда мы устали, когда груз проблем житейских плющит нас к земле, когда все вокруг пугает нас, когда война идет по пятам, мы вдруг яснее слышим голос Того, Кто сошел в наш земной ад, чтобы назвать нас друзьями и вернуть нам утраченный рай:
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Ин 15