В Писании часто встречается утверждение, что Иисус умер за всех. Давайте посмотрим на эти отрывки:
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.» (1 Тим. 2:5,6а)
«Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:14,15)
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (1 Тим. 2:5,6)
«но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евреям 2:9)
У евангелиста Иоанна, в его Первом послании вообще произносит:
«Он (Иисус) есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2) и «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». ((1 Ин. 4:14)
Фатализм, или философия полного предопределения.
Богословская традиция, ставящая акцент на жестком предизбрании Богом, которое не поддается никакой логике со стороны творения, естественно приводит к утверждению, что Иисус умер ТОЛЬКО! За избранных. Что его Жертва имеет отношение только к тем, кого Бог избрал ко спасению в своей непостижимой Премудрости. И у человека НИКОГДА нет выбора. Будь он с Богом, или вне спасительной веры. Так как если Бог избрал, то обязательно ее (сию веру), рано или поздно, но навяжет.
На чем основывается сия позиция? Ведь как-то ее приверженцы обосновывают это из Библии? Давайте посмотрим:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16)
Любовь Бога к нашему миру здесь выражена в том, что Он приговаривает Им избранных, ко спасению через веру. Он же и дарует веру, от которой нельзя отвертеться.
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18)
Весь остальной мир заранее обречен. Ибо:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»
(Ефесянам 1:3–5).
Или:
«Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе…
(Римлянам 9:17-23)
Если мир, который Бог возлюбил согласно этой богословской позиции спасен только частично, тогда вполне понятна тяга к обоснованию ее именно теми отрывками, что свидетельствуют о Крестной Жертве Господа именно ради избранных:
«Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
(Матфея 20:28)
Обращаем внимание – не всех, МНОГИХ!
Что же свидетельствует Писание в целом?
А давайте сравним с другими отрывками и попытаемся разобраться в кажущемся противоречии.
- Рождение Иисуса провозглашается как «великая радость, которая будет всем людям» (Лук. 2:10).
- Это радостная весть должна быть проповедана «всему творению», чтобы все могли спастись: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар. 16:15-16).
- Благая Весть в том и состоит, что «Христос умер за наши грехи» (1 Кор. 15:1-3).
Итак, вывод. Сын Божий возносит себя на Крест ради спасения ВСЕГО МИРА. Это ШАНС. И он предложен всем. Отсюда и начинается наш с вами выбор, наша СВОБОДА ВЫБОРА. Без Господа нет и ПОДЛИННОЙ СВОБОДЫ. Без Него ее невозможно обрести. И легко утратить, впав в язычество, заменив смысл бытия чем-то иным, вместо Бога. К примеру, идеей правящего класса, нации, рода, половой принадлежности (крайние формы феминизма), государственности, родины и мало ли чего еще...
Что бы это ни было, без Бога все теряет подлинную суть и смысл, превращая человека в раба собственных представлений и идей. Запечатывая его навечно в коконе иллюзий, лишая здравого взгляда на окружающую реальность.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Ефесянам 2.8-9)
Интересно то, что Воля Бога неизменна, а вот человек сидит и перебирает. И то ему не так, и это.
Потому и имеем в Писании кажущиеся противоречия. Просто стихи, подходящие для описания одной ситуации, совсем не подходят к другой.
А потому неверным будет ни утверждение, что Господь умер за ВЕСЬ МИР. Ни утверждение, что только ЗА ИЗБРАННЫХ.
Правильнее сказать, что Он взошел на Крест чтобы спасти весь мир, КОТОРЫЙ ПОВЕРИТ в Него.
Все приглашены прийти:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
(Мат. 11:28, 29)
«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром
(Отк. 22:17)
Но некоторые не воспользуются этим приглашением:
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
(Мат. 23:37)
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. (Ин. 5:39-40).
о. Иван (2024 г.)