Рождение Иоанна Крестителя

Библейский текст: Ис 40:1–8 Деян 13:13–26 Лк 1:57–80

57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами отмечаем вновь рождество. Только не Господа нашего, Иисуса Христа, а Иоанна Крестителя, Его Предтечи. С этим рождением произошло, как мы читали сегодня в Евангелии, чудо, — язык его отца, Захарии, развязался и он стал пророчествовать в духе Завета Нового, Завета Благословения: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему».

На это стоит обратить особое внимание речь Захарии здесь вовсе не в духе Ветхого Завета, Завета Закона, о котором апостол Павел говорит:

«Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона». (Римл.7:7). А в нашем отрывке из Деяний он добавляет, рассказывая о примере Иоанна Крестителя который проповедовал закон, тем самым призывая к покаянию, и открывая путь к Любви и Милости грядущего Господа: 

«Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах». (Деян.13:24-25)

Закон умаляет, заставляет согнуться перед Благодатью Небес, пленит. Именно Закон Божий связал Захарии язык. Именно по Закону он был наказан. Ибо нарушил Первую заповедь – «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.» (Исх. 20.2), он усомнился в том, что Богу возможно все. Это произошло, тогда, когда Захария служил у жертвенника кадильного, который стоял в переднем отделении Скинии или во Святом, пред завесой, отделявшей Святое от Святая Святых (Исх. 30.6, 40:5). В этом месте и явился ему Ангел Господень с радостной вестью о том, что вот сбудется то, чего они с супругой Елизаветой так долго желали – они станут родителями.

Но, как всегда, людям свойственно, в силу греха, не очень-то доверять Богу. Иногда это случается даже и со священниками, и даже со святыми священниками. Захария тогда с сомнением высказался о том, что услышал от Вестника Господня: «Как мне узнать, что это сбудется? Ведь я уже стар, и жена моя в преклонных годах.» (Лука 1.18 Новый перевод).

За это сомнение в Господе, обречен Захария на молчание до тех пор, пока не родится сын его. Так наказание, полученное от Творца, становится благословением, Захария все-таки станет отцом: «вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.» (Лк1:20)

В этой истории мы видим прямым текстом священный порядок – сначала Закон, затем Евангелие, Благая Весть. Без Закона нельзя понять, что есть грех. А если человек не знает греха, он никогда не будет знать и того, что ему нужно Евангелие, ему нужен Спаситель.

Любопытно, но младенец Иоанн пришел в мир обратить мысли своих современников как раз именно на Закон! На то, что предшествует Благой Вести. Святой Пророк Исаия говорит о нем как о гласе в пустыне: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40, 3).

Почему в пустыне? Почему Закон? Разве не среди народа Божьего достанется проповедовать в будущем маленькому Иоанну? Разве не знал Народ Божий Заповедей Бога своего?

Знал, но сожалению, в мире много того, что отвлекает нас от Бога, от Его Заповедей. Это настолько всеохватывающе, что даже приходя в церковь, люди все равно часто готовы говорить со своими знакомыми о всем чем угодно, кроме Слова Божия. Мы с радостью обсуждаем обновки, домашних питомцев, детей, сложную политическую обстановку или экономические новости, все, что угодно, только не Божие Слово. А ведь именно ради Него, Божьего Слова, слышимого и Воплощенного в Таинстве Алтаря, ради Господа, мы приходим сюда. Так может лучше помолчать иной раз?

Вы знаете, в пустыне никто никого не слушает. Там лишь вой ветра достигает ушной раковины, и этот звук бессмысленнен и пуст, как и все в ней. Не зря порок назвал будущее служение Крестителя «гласом вопиющего в пустыне». Там, где нет желания слышать Божье Слово, и возникает такая пустыня.

Но можно ли остановить этот процесс? Как можно изменить отношение грешного человека к главному в духовной жизни, к Церкви? 

К тому, что ходится в церковь скорее ради общения, интересной «тусовки» чем по реальной, серьезно осознанной необходимости. Если не обращать внимания на уделяемую тут Благодать, обязательно поменяется и взгляд на необходимость церковной жизни. Ведь мир точно предложит что-то свое, более яркое и «интересное» чем воскресные церковные обряды. Так иссыхает вера. И вот храмы Христовы становятся чем-то бесполезным, ненужным. Зачем их строить, ведь Пустыня Души забирает свое, и глохнет Слово!

Это мы видим на примере Захарии, когда сомнение затрагивает его душу, последствия не заставляют себя ждать, и вот уже он нем, словно рыба, дабы своими сомнениями не поделился бы далее. 

Иногда так случается с умными, образованными людьми, они много знают, эрудиты, но результат плачевен, в итоге «на-гора» выдается лишь глупость, сказать нечего.

Я не хочу тут призывать вас скептически относиться к образованию. Оно безусловно нужно. Образованный человек свершает меньше ошибок. Однако они порой могут оказаться, как раз из-за образования, более катастрофичными. Образованный человек знает, что свершает. С него спрос выше. Иногда кажется, что в знании сила. Однако бывает и так, что чем больше мы знаем, тем сомнительней решение. Ведь и разум человеческий, к сожалению, не избежали последствий греховности этого несчастного мира.

Так что иногда простое доверие (вера) в отличие от чрезмерной эрудированности может порой творить настоящее чудо:

Один купец приобрел в Африке большой алмаз, величиной с голубиное яйцо. Но внутри камня была трещина. Ювелир, которому владелец камня показал алмаз, восхищённо покачал головой, и сказал:

- Этот камень можно расколоть на две части, из которых получатся два великолепных бриллианта, каждый из которых будет во много раз дороже алмаза. Но неосторожный удар может разбить это чудо природы на горсть мельчайших камушков, которые будут стоить копейки. Я не берусь так рисковать.

Так же отзывались и другие. Но однажды ему посоветовали обратиться к старому ювелиру из Лондона, мастеру с золотыми руками. Тот рассмотрел камень и снова рассказал о рисках. Купец сказал, что эту историю он уже знает наизусть. Тогда ювелир согласился помочь, назвав хорошую цену за работу.

Когда купец согласился, ювелир вызвал своего молодого подмастерье. Паренек положил камень на ладонь и один раз ударил по алмазу молоточком, разбив его на две равные части.

Потрясённый хозяин бриллианта спросил:

- Как давно он у вас работает?

- Всего третий день. Он не знает настоящей цены этого камня, и поэтому его рука была твердой.

Эта история о примере доверия. Подмастерье не испытывал сомнений, он доверял опыту мастера. Если тот казал, что он сможет справиться, то значит так тому и быть. 

Вот и с Захарией также. От немоты спас его не жизненный опыт, который как раз ему ее и подарил, лишив уверенности в словах Бога. Его спасло необычайное рождение сына. И в этом маленький Иоанн проявил себя как Предтеча Господень. Он даровал спасение, «Глас вопиющего в пустыне» освободил от бессмысленной немоты. Это было второе чудо, связанное с этим святым. О первом же мы говорили не совсем давно, когда отмечали День посещения Святой Девой Марией Елизаветы. Тогда сей младенец взыграл во чреве ее, приветствуя Мать Господа. Тут мы наблюдаем первый Символ Веры. И произнесен он был отнюдь не устами, лишь движением, толчком, уловимым только матерью. Однако, это свидетельство! 

К дальнейшей же проповеди о Господе Иоанн будет готовиться очень долго, более двадцати лет жизни в дикой Иудейской пустыне, вдали от людей, среди диких зверей. Сон его будет протекать на камнях и песке, а одежей станет грубая ткань из войлока. Откуда в нем такие силы, такое здоровье?

Если нам вновь обратится к Библии, то мы с вами увидим, что Книги Ветхого Завета заканчиваются посланием пророка Малахии, а последние стихи, говорят вот о чем:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.» (Мал.4.5,6)

Ровно об этом же говорит и Ангел Захарии в Евангелии от Луки, когда оповещает его о будущем Иоанна: «и предъидет пред Господом Богом в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.» (Лук.1.17)

Писание утверждает, что Иоанн пришел в этот мир в Духе и силе Илии пророка. Что это за Дух, в котором служили эти два пророка – Илия и, затем, Иоанн? Может это реинкарнация? – Нет, это Божий Дух. Архангел говорит Захарии: «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей.» (Лук. 1.15) Именно Божий Дух дает Церкви, Ее святым, живительную силу. Церковь также, как и Иоанн, готовит в сердцах людей Путь Господу. Как он однажды потряс сердца иудеев своей проповедью на берегах Иордана, также и Церковь несет потрясающее Слово Бога для окружающего Ее мира.

Это ее основная задача, — служить Словом и Таинствами. Призывать людской род к покаянию, и примирению с Богом. Так пусть же Она и далее исполняет эту свою миссию, развязывая наши молчащие, связанные грешной, бессмысленной болтовней, языки. Чтобы не случалось с нами подобного, что описано в старинной притче: сказали однажды болтливому человеку, что у него длинный язык. Посмотрел он на себя в зеркало и удивился: — Язык, как язык! И пошёл повсюду без умолку говорить, что зря только на него наговаривают люди! Что же, верующий в Господа, — уразумеет! Аминь.