Плат св. Вероники

Чтения: Второзаконие 26:1-11, Филиппицам 4:4-9, Ин 6:23-35

У Александра Кушнера есть стихи, с которых я хотел бы начать:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Кажется, легко быть благодарным в сытые времена. Когда нет голода, инфляции, эпидемии, войны. Когда дни похожи друг на друга в своей размеренной текучке, «работа-дом», и дети подрастают, и процент, что откладывали на «черный день», растёт, и кажется – да будет ли он, этот «черный день»?
Но, знаете, парадокс в том, что именно в «тучные годы», как это называет Библия, когда всё хорошо и спокойно, люди теряют способность быть благодарными. Потому что нам начинает казаться, что так и должно быть, что это всё наша собственная заслуга, что это мы так хорошо поработали и создали этот спокойный мир своими руками.

Ценить начинаешь, когда теряешь. Банальность, которую мы открываем в эпохи перемен, когда пробуждаются вулканы иррационализма, когда потрясаются привычные основы и нам приходится всё осмыслять и собирать заново. Как гласит старое китайское проклятие: «Чтоб вы жили в эпоху перемен». Ну, поздравляю, мы с вами живем в эту самую эпоху. «Черный день», на который мы уже и не откладывали, (а зачем? всё же хорошо!) вплыл в нашу жизнь «чёрным лебедем».

Готовы ли мы быть благодарными в такие времена?
Этот тест, увы, суждено пройти не всем. Потому что многие погибнут на фронтах этих времён, а другие озлобятся. Потому что смысл слова «благодарение» в такие времена становится трудноуловим и бледен. Благодарение – кому? И – за что? За всё это?!

У этого слова, «благодарение», есть два родственных слова, которые только и могут придать, вернуть ему тающий смысл. Это «Бог», и это «любовь».  И блаженны те, кто в эпоху тающих смыслов сумеют эти слова сберечь и соединить внутри себя.
Это знала Церковь Ветхого Завета, проходившая в своей истории бесчисленные «качели» стабильности и перемен, и именно в этом прячется значения праздника начатка плодов, об установлении которого мы прочитали сегодня во Второзаконии. 
Очень важно помнить народу-Церкви, что «отец мой был странствующий Арамеянин…», что «возопили мы к Господу, Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш… и вывел нас Господь… и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед»
Это знала и ранняя Христианская Церковь, которая, вслед за Христом, призывала к жизни несуетливой и благодарной за тот насущный хлеб, что дается Богом, благодарной в любое время.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, —
7 И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Флп 4

Но наша проблема стара, как мир, повторюсь: быть благодарными Богу в благополучные времена мы разучаемся, а во «времена перемен» нам кажется, что благодарить Его не за что. Скорее, мы гневаемся на Него, подвергаем сомнению Его любовь к нам, и, в итоге, отвергаем и Его Самого.

И в свете (вернее, во мраке) этого нашего, как нам кажется, «праведного» гнева на Бога, мы упускаем из виду главное: Он пришел к нам не для того, чтобы нас кормить, поить и оберегать от нас самих, а для того, чтобы быть с нами, и в горе, и в радости.  Он обрёк нас на Себя, если можно так сказать, чтобы и мы были «обречены» на Него. Не только в страдании и смерти, но и в жизни, которая эту смерть поглотила.

И богословие называет это словом «спасение».
Но нужно ли это пресловутое «спасение» людям?

Отсюда этот конфликт непонимания, и, как итог – черная неблагодарность в нашем сегодняшнем Евангелии. 
Помните, после насыщения пяти тысяч, люди теряют из виду Иисуса и Его учеников, начинают Его искать и находят – зачем? Зачем Иисус покидает эту огромную толпу потенциального Своего «электората»? Потому что, как пишет Иоанн, они хотели прийти «придти, нечаянно взять Его и сделать царем».

24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?
26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Ин 6

«Как Ты сюда пришёл?» – спрашивают люди, подразумевая: «раньше нас», и подозревая, что пропустили какой-то очередной интересный эпизод этого занятного сериала, участниками которого они стали.

Люди охочи до хлеба и зрелищ, люди чтут фокусников, незаметно перемещающихся в пространстве и извлекающих из шляпы пироги, но Иисус меньше всего хочет их развлекать. И то, что Он говорит, переводит речь с балаганного шоу, которого от Него ждут, на главное, на смысл Его присутствия– что видят люди за тем, что делает Этот Человек? Что слышат они за Его словами?

И, кстати, что же видят? - «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились…» Говоря о чудесах, Иисус использует единственное слово – «знамение», то есть в Евангелии от Иоанна все чудеса Иисуса – лишь знаки, признаки, указатели на что-то большее и главное, то, что было обещано в седой древности отцам, и что добудет Иисус на Голгофском кресте. Этот эпизод звучит прямо-таки в унисон с другими Евангелистами, которые сообща цитируют Иисуса с его суровым «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка…» (Мф 12:39, Мк 16:4, Лк 11:29), то есть, кроме Голгофы и последующим за ней торжеством победы воскресения, нет больше никаких чудес, все они – лишь указатели на главное чудо спасения.

Но мы, люди, которых Бог наделил творческими способностями, не склонны так уж верить словам этого бродячего фокусника из Назарета. Нет, чего уж, мы немножко поверим, если Он будет нас кормить ежедневно, как вчера на берегу. Ну, или пусть научит нас Своим фокусам. Мы и сами с усами, сможем тут управиться. Нам бы, хотя бы воду в вино превращать научиться, да рыбу ловить огромными партиями!

28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Ин 6

Ох, не это хотели они услышать! И вот восторг наевшихся забыт, как и забыто чудо на берегу, и оскорбленные религиозные чувства требуют призвать к ответу этого самозванца:

30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть».
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Ин 6

Эти последние слова, про «подавай нам такой хлеб каждый день» - это вовсе не молитвенная просьба из «Отче наш», напротив, это плохо скрываемый гневный сарказм, как и в случае с женщиной-самарянкой у колодца, раздражённо машущей рукой на Этого упёртого иудея с Его претензией на «воду жизни»: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» Ин 4:15

Верить – не совсем то, чего хотят эти люди. Верить можно в седую древность, в чудеса в пустыне, в прошлое величие. Вот, например, одна из самых православных стран сегодня очень уж хочет верить в своё былое величие и Божье покровительство, да так, что готово целую соседнюю страну стереть в порошок, чтоб доказать себе: мы и сами великие! мы можем! бойтесь нас!

Да, эти люди слышат лишь самих себя. Они творят свою реальность из своих идей, представлений и слов, и пусть будет хуже здравому смыслу, всему миру и Божьему откровению, если они не совпадают с их «истинами». Откровение, кстати, мы можем и подправить, правильно истолковать, вот, первосвященники наши уже готовы всё правильно обосновать. А Ты что можешь, кроме Своих фокусов? 
И ведь, увы-увы, это не только голос жестоковыйных иудеев из Евангелия от Иоанна, и не только голос сошедших с ума от придуманного ими самими величия бывших моих соотечественников! Это ведь и наш голос, так, по мелочам поправляющих Бога и знающих «как надо правильно жить». И лучше нам признать это сейчас, чем продолжать множить собственные «истины», пользуясь авансами, выданными нам Самим Богом – умением думать и говорить, привнося в этот мир своё.

34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Ин 6

Вы хотели знаков, указателей, знамений? Вот оно, в только что прозвучавших словах усталого Учителя. Что же Он сказал? «Верьте в Меня – и ваша жажда по Богу найдёт свое утоление? Ешьте Мою плоть и кровь, и ваши сломанные и искажённые образы Бога обретут свой смысл и назначение»?

И это переходит всякую грань, и мы возмущенно начинаем искать взглядами камни, чтобы побить богохульника: «Кем Ты Себя делаешь?!» (Ин 8:53)

Потому что в этих словах главное – это Кем Он Себя называет: «Я Есмь… Эго Эйми».
Это имя Божье. То самое, что открыто было Моисею при горящей купине. То, что не произносили потом долгие века, благочестиво заменяя при чтении Писания титулом «Господь». «Эго Эйми» - по-гречески, а по-еврейски «Яхве».
Тот, в Кого только и можно верить. 
Тот, Кто дал нам Свой образ, свободу и способность творить. 
Тот, Кто только и может всё исправить после того рокового выбора в Эдемском саду.
Это Ему поверил народ Ветхозаветной Церкви – и обрёл землю обетованную вслед за пустыней скитаний.
И это Ему верим мы в наше странное и страшное «время перемен» и вкушаем, буквально едим и пьём причину этой веры у этого алтаря в таинстве Причастия Его тела и крови.

Наконец, братия (мои), что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте. Филиппийцам 4:8

Но ведь это же невозможно! Невозможно, когда вокруг столько зла и горя, когда война и несправедливость, когда зло торжествует, невозможно помышлять только так! Но если отвергнуть этот дар, если вовсе не размышлять о честности, справедливости, чистоте и добродетели, то зло поглотит нас без остатка. 
Поэтому мы здесь, у этого Алтаря.

Поэтому мы ждём этой встречи с ним в самом удивительном Таинстве, чтобы дать Ему возможность наполнить нас Собой.
И другого пути нет, только – или мы с собой, или Он в нас. В любые времена.
Как у Александра Кушнера, с которого я начал проповедь:

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье.
Не завидуй никому.

«Евхаристо»- это «благодарение» по-гречески.
Это единственное, что можем мы сказать Христу в ответ. Даже сегодня, в эти «тёмные времена».