Иоанн Креститель в темнице

Библейский текст: Ис. 40:1-11а, Рим.15:4-13, Мф.11:2-6 (7-10)

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? 
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне. 
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. 
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. 
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

Проповедь:

Во Имя Отца и + Сына и Святого Духа. Аминь.

В Третье воскресенье Адвента у нас в церковном календаре очень интересные тексты – они воодушевляют и удивляют. И мы поговорим с вами сегодня о моде, о сжатых кулачках и немножко об ангелах.  

Начнём с Ветхого Завета. Посмотрите, как пророк Исайя предрекает то, что будет, предсказывает Иоанна Крестителя, предсказывает те события, которые осуществятся и в ранней церкви, и в наше время. Пророк говорит:

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это.

Прямо слова про Иоанна Крестителя, это именно его служение было таким: служение приготовления пути, по которому Господь грядёт. Что это за путь? Что это за путь?

Бог говорит пророку: утешай, утешай народ Мой, возвещай ему радостную весть, проповедуй спасение Божие. И представьте, что в том тексте не просто прямая речь Бога или пророка, но диалог между ними. Пророк говорит в ответ Богу: что мне возвещать?

Что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой.  Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: и вот всякий народ как трава. Трава засыхает, цвет увядает, и всё, конец всему…

И вот тотчас через него, через пророка вновь прорывается Дух Святой, кричит через него божественное пророчество нам, и словно насквозь пронизывая его и звучит продолжение Слова Божьего: благовествующий! возвысь с силою голос твой, благовествующий! возвысь, не бойся; скажи им: вот Бог ваш! Взойди на высокую гору, возвысь с силою голос твой!

Через очевидные человеческие образы, через то, что видит пророк своими глазами, через то, что видит и Иоанн Креститель потом – прорывается свет Божий, свет спасения, свет искупления и благодати, свет божественной любви. И мы видим уже образ Бога нашего как Пастыря, который несёт человека, как ягнёнка на плечах своих, или прижимает к груди, спасает его и утешает.

Как пастырь Он пасёт стадо Свое; агнцев берёт на руки и несёт на груди Своей…

И вот в Евангелии сегодня приходят ученики Иоанна Крестителя, чтобы спросить у Иисуса Христа: Ты ли Тот, Которого мы все ждём, о Котором пророки говорят, или ждать нам другого? Ты ли Тот Которого мы все ждём? 
И Христос, ничего не объясняя, не убеждая, не истолковывая, просто так говорит: вот, то, что видите и что слышите – вот то и скажите. Что вы видите и слышите? Посмотрите: больные исцеляются, слепые прозревают, глухие начинают слышать, нищим благовествуется Евангелие. Идите и расскажите то, что вы сами увидели и услышали.

И они становятся передатчиками информации, идут и несут это к Иоанну. А мы каждый раз, когда в церкви читаем эту историю – каждый раз задаёмся вопросом: зачем Иоанн посылал своих учеников посмотреть на Иисуса? Сомневался ли он сам или не сомневался? Хотел ли он убедиться, что он не зря в тюрьме сидит, что его страдания не напрасны, и что вот совсем близко уже избавление для народа Божьего. Тот ли это Христос, Которого Иоанн крестил или не Тот. Зачем, почему Иоанн посылает их? Одно из самых простых объяснений в том, что он поступает педагогично, как наглядное пособие: отправить учеников туда, где они смогут увидеть и услышать всё сами. И чтобы могли они учиться дальше. Наглядное пособие. И тогда сомневался ли сам Иоанн – уже не так важно. Важно, что ученики пришли и сами всё увидели. Эти ученики пришли ко Христу, следуя тому служению, тому предназначению, которое и было главным для Иоанна Крестителя.   

Какое главное служение Иоанна Предтечи? Указывать на Христа: вот Он, Агнец Божий. 
И нам тоже хочется, как христианам – быть также как Иоанн Креститель, как и он. Указывать на Христа: вот Он, Агнец Божий. Быть указателем на Христа.

Когда ученики уходят, Христос продолжает говорить народу об Иоанне, и Он спрашивает: что смотреть ходили вы в пустыню? ходили послушать как там шумит на ветру камыш? Что вы хотели увидеть там, что вы видели, глядя на него?

Наверное, Иисус улыбался, говоря это. Скорее всего Иоанн Креститель был лёгкий и весил килограмм 45-50, как овца, только высокий и худой, даже тощий, ведь он ел кузнечиков и дикий мёд, и вся его жизнь была таким пророческим и, со стороны казалось, безумным служением – предсказывать что вот-вот уже очень близко Царство Божие, покайтесь, приблизилось. Вот Агнец Божий грядёт.

То, как Евангелисты описывают образ Иоанна Крестителя выглядит иногда страшно. Он был одет в какие-то колючие одежды, и кажется совсем не похож на пророка царского, который о Боге возвещает людям. Он был скорее похож на нищего, на отшельника, даже на юродивого. Христос спрашивает об Иоанне: что же вы там хотели увидеть в пустыне? Что вы увидели там? Тощего пророка, который почти просвечивает на солнце? Что вы хотели увидеть там? Может быть, вы ожидали увидеть там царского служителя, носящего мягкие одежды. Так вот богатые мягкие одежды царские – в чертогах царских…

Христос сравнивает служителей при дворе, при дворе царском, которые носят мягкие красивые одежды и, с другой стороны – служение Иоанна Крестителя, который служитель при Нём, как при истинном Царе. Христос и Его Предтеча, который готовит путь. Вот какой здесь служитель Царя Небесного, и как он не похож на служителей тех, у царей земных которые в богатых чертогах царских. Слушая Христа здесь – о ком думал народ?

О нарядных придворных царя Ирода. О красивых одеждах саддукеев. Вот когда я обещал вам про моду сказать – как раз это тот самый момент. Об одеждах. О том, в какие одежды одеты персонажи Евангелия и в какие мы, и те, кого мы встречаем сегодня в современной жизни. Во все ж времена так было – и государевы государственные люди и в некоторых религиозных иерархиях, когда внешне их служение народу – больше похоже иногда на показ мод. И в те времена тысячи лет назад пророки обличали излишнюю пышность и расточительное богатство как при дворе правителей, так и против тех, кто злоупотребляет своим начальственным положением в церкви. И в Ветхом Завете, и в христианские времена – такое не редко бывало. Пророки обличали и критиковали правителей, грозя кулачками: что же вы там устроили такое непотребное во дворцах своих. Да и Христос в своих речах, бывало, такие сатирические абзацы произносил против власть имеющих – против царя, против иродов, против придворных. Но, в основном не против власти вообще, а против того, какой образ Бога через это люди видят. Христос сравнивает царя и его прислугу в пышных одеждах и Себя как Бога и Иоанна Крестителя как служителя Божьего, который готовит путь... Как он выглядит, какой образ предстаёт перед людьми.

Пророки готовят путь Господу. Герой Третьего Адвента Иоанн Креститель, по словам Иисуса Христа – величайший пророк Ветхого Завета. И Иисус продолжает спрашивать: кого же вы хотели увидеть? пророка? Да, пророка, но, больше чем пророка. Иоанн – больший, величайший из ветхозаветных пророков. Он настолько величиной своей важен, что даже не вместился в Ветхий завет и появляется выпукло в Новом. И уже в Новом Завете мы видим его, пророка, но всё-таки всё ещё как пророка ветхозаветного.  

Да, мы видим в Иоанне Крестителе пример и для себя, мы хотим быть как он – быть указателями на Христа. Вот, Агнец Божий. И церковный священник с кафедры часто поворачивается к алтарю, и как Иоанн Креститель говорит: вот Христос, вот Тело Христово, вот Кровь Его, вот Агнец Божий, в Евхаристии. Так и проповедник становится указателем ко спасению, подобно Иоанну…

Но как же поразительно то, что меньший в Царстве Божьем – больше Иоанна Крестителя. Предтеча – величайший же, но нам открывается нечто ещё более великое.

Евангелие, Благая весть не только о том, что было плохо, но станет хорошо, что будет лучше, чем было раньше. Насколько же это превосходит наше разумение – мы вот только сравнивали себя в нашем христианстве с Иоанном Крестителем, и насколько же большее приготовил для нас Господь. Меньший в Царстве Божьем – больше чем величайший пророк Ветхого Завета. О ком это? Кто эти «меньшие в царстве Божьем?».

Это вы. Меньший в Царстве Божьем – больше чем величайший пророк Ветхого Завета. Это вы. Потому что во Христе раскрывается много большее, чем мы видим в Иоанне Крестителе. Во Христе раскрывается, является нам сама любовь Божия, само прощение, о котором Иоанн говорит, на которое указывает он. А мы с вами, меньшие в царстве Божьем, мы крещены во Имя Отца и Сына и Святого Духа. В Крещение мы введены в общение со Святой Троицей. И каждый раз в Евхаристии мы причащаемся, не просто используя этот традиционный религиозный термин «причастие», но мы причащаемся Христу, мы причастны Телу Христову, мы во Христе, мы в Теле Христовом. А ведь это тот самый Христос – о котором все пророчества Ветхого Завета. Мы в Царстве Божьем, потому что мы во Христе. Меньший в Царстве Божьем – больше чем величайший из пророков.

Евангелие раскрывает для нас сегодня тайну пути Божьего. Мы видим и ветхозаветное начало этого пути в том, как Иоанн Креститель проповедует. И мы слышим, как Христос сравнивает бедную пустынную прозрачность Иоанна Крестителя с пышными нарядами царских чертогов, там, где великолепно красиво и дорого пышно. И Христос тут говорит как Царь Истинный. И Он цитирует далее важные слова, в которых раскрывается Троица. Послушаете что Он говорит об Иоанне: Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.  
 
Я – написано с большой буквы, и все остальные местоимения дальше с большой. 
Я (Бог Отец) посылаю Ангела Моего (т.е. Иоанна Крестителя) 
пред лицом Твоим (с большой буквы) который приготовит путь Твой пред Тобою.  

Бог Отец посылает пророков, и Иоанна Крестителя тоже, чтобы приготовить путь Сыну Своему, Который идёт спасти мир от греха, от погибели, от смерти.

Вот так сегодня через Ветхий Завет через Евангельские чтения, через Третий Адвент про Иоанна Крестителя для нас раскрывается путь спасения. Перед нами Грядущий, Христос, Который идёт на крест, чтобы умереть вместо нас, за нас, и чтобы воскреснуть, и чтобы в Нём мы имели жизнь вечную. Чтобы и нам открылась превосходящее разумение, бесконечно, вечное.

Мы иногда хотим как Иоанн Креститель сжать кулачки и погрозить Ироду в чертогах его царских – мол, что ты там творишь грешник ты такой проклятый, покайся! Приблизилось Царствие Божье. Покайтесь грешники, думаем мы иногда, стиснув зубы, глядя на происходящие вокруг бесчинства и ужасы. Смотрим так нахмурившись исподлобья.

А приходит Христос. И ладошки распрямляются… И руки поднимаются к небу. Он расправляет наши пальцы, наши сжатые кулаки. Он спасает нас от злобы, от ненависти, от жестокости, от непреодолимой сегодняшней безысходности, от войны, от смерти. И мы тогда начинаем лучше понимать и ветхозаветные пророчества, когда через пророка Дух Святой транслирует радость спасения. Примиряет друг с другом тех, кто был в ссоре и разоружает тех, кто уже вооружился чтобы поубивать всех обидчиков своих.

Мы вслушались в ветхозаветное чтение сегодня, и всмотрелись внимательней в текст Евангелия, а в завершение – Апостол. Послание к Римлянам в основном предназначалось бывшим язычникам, и знающим уже и Ветхий Завет, и это читалось в церкви, там Павел говорит: всё что написано, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

И ещё, в конце Апостол говорит: И еще сказано: возвеселитесь… И еще: хвалите Господа, прославляйте Его… Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились сегодня надеждою.  Аминь.