Крещение Христа Андреа Верокко и Леонардо да Винчи

Библейский текст: Ис 42:1–4(5–9) Рим 12:1–3(4–8) Ин 1:29–34 

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. 
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Проповедь: 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы читаем свидетельство Иоанна Крестителя, приведенное другим Иоанном – Евангелистом. Это свидетельство о Христе. О Его Крещении.

Нам известно, что Иоанн Креститель до встречи с Господом крестил людей водой. Это был символ того, что народ Божий в преддверии прихода Спасителя, должен был продемонстрировать свое желание покаяния, смытия с себя мерзости грехов, пусть только внешне, физически. Понятно, что человек без помощи Божией здесь бессилен. Однако именно сам ритуал показывал, демонстрировал и Богу, и окружающим, что крещенные Иоанном ждут настоящего Крещения. 

Иоанн так говорит о Христе: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». 

Стоп, скажут некоторые, ну по крайней мере те, кто немного далек от церкви, а что значит это крещение Духом? Что это? Разве в Церкви крестят не водой, а еще как-то особо? 

Да, именно так. Крещение в Христианской Церкви это не просто поливание водой, некий символ, это гораздо больше. В тот момент, когда Господь крестился, «тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» Читаем мы у другого евангелиста – Матфея (Ев. от Матфея 3:16).

С водой и заповеданным Словом Божиим, данном апостолам Самим Господом: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа», на крещаемого спускается необыкновенная благодать – Сам Бог принимает его как Сына, Божий Дух отныне с ним свидетельствуя миру – «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Удивительно, мы обретаем с крещением необыкновенный дар, мы становимся предметом Его благоволения. 

Правда не все христиане это хорошо понимают. Вот, к примеру Иоанн Дамаскин (680-780) говорит следующее: «Итак, отпущение грехов дается через крещение всем равно, а благодать Духа – по мере веры и предочищения».

У меня сразу вопрос к этому святому – что за предочищение? Откуда это? Да и вера, не может быть полной или неполной, либо веришь, либо нет. Сомнение, вовсе не значит нахождение «где-то там» как у агентов знаменитого фантастического сериала Молдера и Скалли - «истина где-то там», неясно где.

Сомнение, вовсе не значит неверие. Грешному человеку свойственно сомневаться в Благодати Божией, в Его Любви и помощи, однако, верующий человек верует несмотря, и даже вопреки сомнениям. Вера она на то и вера. Это происходит не просто так, а оттого, что в нас действует Благодать Святого Духа, дарованная нам в крещении, что выше всяких сомнений. 

Мы и в Символе Веры каждый раз на литургии произносим: «Исповедую единое крещение во оставление грехов». Несмотря на слабость грешного человека, несмотря на все ошибки и все душевные метания, мы знаем – грех все равно не имеет над нами никакой власти, пока Дух Божий пребывает с нами.

Удивительно, но в этом как раз и заключается отличие христианского Таинства Крещения от различных магических ритуалов – человек вроде все тот же, он не меняется, не действует помимо воли, словно заговоренный, в нем все также пребывают и слабости, и страсти, однако Бог вошедший в его жизнь с Крещением, помогает делать правильный выбор в пользу веры, в пользу христианской жизни.

Жаль, но часто люди видят в христианском Таинстве Крещения некий магический ритуал нежели Дар Небес. И подобное свойственно не только простым людям, решающим, например окрестить наконец свое чадо «дабы не болел», или просто на всякий случай «чтобы у него в жизни все хорошо было», но и даже священникам некоторых христианских конфессий.

Вот один хороший пример, рассказанный одним батюшкой:

«Один молодой человек пошел в армию будучи алтарником. Он был худенький, маленький, щупленький, носил на себе крест. И был исповедником в армии, с ним все спорили, полемизировали и прочее. И, конечно, там марксизм-ленинизм и прочее. И тогда он говорит: 

- А вот скоро праздник Святого Крещения. 

- Ну, и что? 

- А давайте опыт сделаем. 

- Какой? 

- Наберите трехлитровую банку воды из крана за два дня до праздника Святого Крещения. 

- Ну, и что? 

- Наберите. 

- Ну набрали. 

- В сейф положите. А я наберу ее на день Крещения. 

- Ну, и что? 

- Потом посмотрите.

Взяли семнадцатого числа банку с водой и девятнадцатого числа. Закрыли в сейф, а крышкой не накрыли, специально еще крышка была открыта. А через неделю, в воскресенье, вытащили. 

Прапорщик руки потирает: что там будет? Через неделю открывают, ставят на белый лист бумаги, а там подпись была – дата крещения, и дата за два дня до него. Та, которая за два дня, внизу уже появилось – что? Зелень. А это, смотрите, ничего, – говорит. Лупу возьми, может, там тоже зелень есть. 

Смотрели, смотрели, вокруг банки ходили и сказать ничего не могут. А что произошло-то? 

- А в это время, говорит молодой солдат, вот, освящается естество в день Крещения. Если кто-то в каких-то обстоятельствах оказался, не в храме, еще где-то, в деревне – бери воду из-под крана, она будет святой, крещальной. Почему? Освящается водное естество. Верующим людям, до них в любую точку света доходит эта благодать Божья. А те, кто в храме, тем более».

В общем сплошная магия – «освящаемое естество». Причем без Божьего Слова. А ведь в Таинстве Крещения крайне важно наличие не только воды, но и тех слов что Господь заповедал: «крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Где в этой истории при наборе из-под крана, Слово Божие? Нет его. А жаль. Ведь поверьте, не некие странные «бактерицидные свойства» делают из воды крещальную, но воля Божия, высказанная относительно нее.

Крещальная вода по свойствам ровно та же, как и была ранее, в ней нет ничего особого кроме самого важного – спасительной Благодати, которую и обещает Слово Бога!

Ну а мне в жизни довелось не раз убедиться в том, что вода из церкви, освященная в день Крещения, точно также затухает и зацветает при неблагоприятных условиях, как и всякая другая. Моя бабушка со стороны мамы в пожилом уже возрасте приняла монашеские обеты и жила монахиней в миру. Естественно, что мама тоже часто ходила в церковь, в том числе и на праздник Крещения. Они приносили воду домой и ставили в иконный угол. Вода в закрытых банках там стояла годами. Поверьте, цвела, как и любая другая. И все мои попытки, когда я вырос и решил следовать религии отца, западного христианина, объяснить маме, что сию воду можно просто слить в горшок с живыми цветами, не имели никакого успеха.  Не убеждал даже серый осадок и зелень на стенках. Как же, святая вода своим присутствием в доме благословляет его! 

Тогда я был молодой, горячий, хотелось с этим спорить, доказывать, а сейчас понимаю, что нет в этом особого смысла если материальная жизнь человека внешне похожа на то, что о нем и сказано в Писании – «прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3.19). Знаешь истину, скажи, но не спорь. Апостол предостерегает: «не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Римл.12.3). Т.е. слушайте Слово Божие, Волю Его относительно и вас, и всего, с чем имеете дело. Принимайте те дары, что Бог дает вам, и сами не изобретайте лишнего.

Человек ведь как земля для семени Слова Божия. С одной стороны, он ничего не может поделать с полученным Даром Небес. Его нельзя отменить, он есть. Однако от каждого дара, даже Такого, можно отказаться, не принять его или наоборот, дать ему рост в том к чему этот Дар нас призывает: «по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием». (Римл. 12:6-8)

И помоги нам всем Бог на этом пути. Аминь.