Знак разворота

• Бытие 3: 1-19
• Евр. 4: 14-16 
• Мф. 4: 1-11

Многие люди не верят в Бога.

По крайней мере, в того Бога, Которого нам открывают заповеди и Евангелие. Но когда, что называется, «подпирает», те же стихийные атеисты невольно складывают ладони и молятся непонятно кому, типа, пронеси-помоги. А когда не проносит, а у самих не получается избежать последствий, оправдываются странными для атеистов словами, вроде «искушения».

Никто не любит брать на себя ответственность, ни верующие, ни атеисты. Всегда виноват «кто-то» - Бог, или «кровавый режим», или мама с папой. В общем, как в детском саду «Это не я, это он (она) сам (сама) виноват…» Только не мы.

У нас, у христиан тоже есть такой «мальчик для битья», которого не принято поминать к ночи. Мы любим во всех наших бедах пообвинять дьявола. Ну, задумайтесь, разве это не так?

Адаму при разборе грехопадения в Эдеме было проще, он мог все свалить на жену. А той уже пришлось кивать на змея. Но ведь и Адам, и Ева, и даже мы с вами понимаем сегодня, что никто не заставлял первых людей преступать Божью заповедь. Как и нас, когда мы грешим, никакой дьявол не заставляет делать это. Как там у десантников, «Никто, кроме нас самих»?

У дьявола совсем другая задача. И мы сегодня, как и каждый год, на Первое Воскресенье Великого Поста читаем об этом – и в Ветхом и в Новом Заветах. 
Читаем об искушении.

Я думаю иногда – что отличает нас, христиан, от неверующих людей, в наших искушениях? Внешне – почти ничего. Уж точно – в нас, «внутри себя», мы не найдем отличия. Пока не обернемся в отчаянии, пытаясь хоть за что-то зацепиться взглядом. 
И обнаружим за нашей спиной Христа.

За спиной… Почему очень часто в наших искушениях Христос оказывается у нас за спиной, а мы, лицом к лицу, повернуты ко греху, гипнотизирующему нас? Я не знаю… Знаю одно – если уж мы повёрнуты ко греху лицом, он может увести нас далеко, даже если мы самонадеянно считаем, что преодолеем это искушение. 
Просто потому что за ним, за искушением, стоит тот, кто сильнее нас. 
Но ведь и за нами всегда стоит Тот, Кто сильнее дьявола-сатаны, Кто победил его однажды на Кресте Голгофы. Победил в самых страшных его орудиях – грехе, смерти и страхе.

Почему я так уверен, что Иисус может помочь нам в искушениях? Потому что победа над грехом, над искушением была добыта Им для нас не на Голгофе. 
На Голгофе победа за-вершилась. Началось же всё раньше. И одно из главных сражений – за нас - произошло за три года до Голгофы, в пустыне, где Господь постился сорок дней...

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель… (Матф.4:1-3а)

Пост, который начался в среду, будет длиться сорок дней. 
Сорок дней размышлений о себе и о Боге. 
Сорок дней «пустыни». 
Часто нам не  хватает в нашей жизни этой «пустыни» - как-то отстраниться от захватившего нас беличьего круга, в который мы погружаемся каждое утро, открывая глаза. От суеты. От ангажированных новостей. От привычного вывиха «дом-работа-телевизор».
Нам не хватает этой пустыни, где все чужие голоса смолкают и мы можем, наконец, услышать шуршание своих собственных мыслей, как на старом плёночном магнитофоне…
И вот, в Пост, Церковь дает нам этот шанс – обрести пустыню, не покидая своих городов и семей.

В этой пустыне мы не одни – нас ведёт Дух Святой. Тот же, что вёл Иисуса в настоящей, знойной Иудейской пустыне. Вёл, чтобы подготовить к Его служению. К Его предназначению…

2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Матф.4:3,4)

Грех – это то что делаем мы. 
Искушение – это то, что подводит нас ко греху. 
Искушение – еще не грех, так, предложение, от которого, кажется, можно (но так трудно) отказаться.
«Подлинно ли сказал Бог...» 
«Если Ты – Сын Божий...

» А, кстати, Ты – Сын Божий? Уверен? Можешь доказать?

И, как и тогда, в Эдеме, в этой пустыне Христа пытаются поймать на самом простом, телесном, плотском. Когда хотят сломать человека, на чём это проще всего сделать? Великие архитекторы ГУЛАГа знали это прекрасно, знали, что голод – великий инструмент, обрабатывающий как наши тела, так и наши души...
Мог ли Иисус в принципе превратить эти камни в хлеба? Да, конечно! Но это означало бы одно - поражение…
Дух ведёт Его в пустыню, чтобы Он там постился и алкал, добровольно терпел жажду и голод, нужду и лишения. Зачем? Зачем это Иисусу? Не для того ли, чтобы ощутить себя подлинно Человеком, способным выбирать между желанием и предназначением, смыслом Своего существования здесь, среди нас?

4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Матф.4:3,4)

Ответ Иисуса больше, чем просто отсылка к Писанию. Потому что Писание – оно ведь о приоритетах, о том, что наш смысл – в Его, Бога, ответе на наш приход в этот мир. Мы буквально живём, питаемся Его Словом. 
Как это понять?
Мы рождаемся от воды и Слова в Святом Крещении, мы получаем силы и веру жить дальше, когда Слово, соприкасаясь с кусочком пресного хлебца и глотком вина, становится Тем, Кто избежал искушения превратить в хлеба камни из пустыни. Когда мы едим и пьём Его, то есть делаемся с Ним одним целым, становимся Ему сопричастны, в наших уже плоти и крови.

Сами-то мы ломаемся здесь, на нашей плоти очень легко. Нам никто не предлагает превратить камни в хлеба. Достаточно голодному намекнуть, что его ждет пайка, если он напишет признательные показания на себя и на своих друзей. Достаточно для сластолюбца, если кто-то шевельнёт бровями или бедрами... Достаточно для алкоголика просто взглянуть на полку, уставленную бутылками ... 
Человечество хорошо усвоило уроки своего «духовного отца» еще с райского сада, и уже давно само справляется и без него, преуспевая в деле растления себе подобных.

Но Христос, голодающий в пустыне, показывает нам иной путь. Путь к тому Хлебу, который не продается задорого, а дается даром – с Алтаря...

5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. (Матф.4:5,6)

От искушения нуждой – к искушению самим Словом Божьим. Да, дьявол здесь искушает Господа Словом. Он как бы говорит: «Ты надеешься и полагаешься на Слово Божие? Хорошо. Давай проверим - так ли это. Вот Тебе Слово Писания, где Бог гарантирует Твою сохранность – бросься вниз, проверь, так ли это? Ну, что же Ты стоишь? Или не веришь Слову Божьему?»
Однако, цитируя Писание, дьявол кое-что сознательно упустил. В Псалме 90-м, кроме этих слов, есть еще и такие: «Охранять Тебя на всех путях Твоих». А путь Сына не расходится с путём Отца, с Его волей. 
Для Христа это – крест. 
И смысл здесь в том, что Бог не обещал Своей помощи тем, кто сознательно играет с Ним в орлянку, кто испытывает Его на прочность.
Поэтому Иисус и отвечает: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. (Матф.4:8,9)

А вот здесь дьявол более чем серьёзен, и мы с вами, свидетели последних лет, и, более того, последних дней и событий, это прекрасно видим и понимаем: в этом мире, кажется, всё принадлежит ему – все царства и вся слава. Кажется, все маски сброшены и зло торжествует вместе с его хозяином.

И что остаётся тому, кто хочет поступать по Слову Божьему и не уходить с Его пути?

Ради высокой цели, ради святой цели – разве нельзя один раз слукавить? но, смотрите – что предлагает сатана? – он предлагает Иисусу избежать Креста! «Не нужно умирать за этих людишек, они и так будут Твоими, безо всякой жертвы! Они ведь так ничтожны и просты, что я даже не знаю, чтоит ли их любить? Давай разделим бремя, я возьму на себя всю грязную работу, а Ты их люби, если уж так хочется, Но они не стоят того, чтобы Ты за них умирал, это точно!»

И что ответил Иисус? А помните, кому Он сказал те же самые слова – «отойди от Меня, сатана»? Да, Петру, апостолу и ученику, который незадолго до ареста с жаром, уговаривал учителя не идти на смерть… Иногда сатана говорит устами самых близких нам людей…

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
(Матф.4:10)

Это – последний бастион, и тот, кто прекрасно, ещё с Эдемского сада, знает человека со стороны, полагает, что справится и с Богом, решившим стать слабым Человеком. Правда же в том, что не сила побеждает силу, а правда и любовь. И не царства нужны Сыну, - а люди… А путь к ним, к их сердцам пролегает через Голгофу, через страдания, через жертву…

«Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» - так назвал три этих искушения Апостол Иоанн.
Каждый из нас знает за собой те маленькие или большие поражения и проигранные битвы в искушениях. Там, где победил Христос, проиграли мы, причем на гораздо более низком уровне – ибо нам никто не предлагает превращать в хлеба камни и не протягивает царства мира. Нам хватило немногого, кому-то – нищеты, кому-то бутылки, кому-то – власти государственного масштаба, кому-то - льстивого слова. 
Похоть плоти, похоть очей, гордость житейская…

Так что же делать нам, грешникам, когда искушение обволакивает нас? Неужели нет выхода?
Есть.

Развернуться и увидеть на Христа. 
Когда искушение подкрадывается к нам и трогает нас, помните – Христос ждет нас там, где Он Сам заповедал открываться нам – В Церкви и в ее Таинствах. 
В слове прощения грехов, в воде крещения, в хлебе и вине Причастия. 
И даже когда искушение побеждает и превращается в грех – не отчаивайтесь, бегите в церковь. 
Исповедуйтесь. 
Причащайтесь. 
Слушайте слово Божие. 
Не стыдитесь.

Повернитесь к Нему, ко Христу. Да, стыдно и неуютно показывать Ему наши грехи. Но сделайте усилие – протяните к Нему руки и поднимите глаза – и вы узнаете, что такое Любовь. Потому что ... мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. (Евр.4:15)

Он может сострадать нам в наших немощах… Слово «сострадать» буквально на греческом языке – соучаствовать. Не с высоты небес, но – в нас, в нашей плоти, зная наши нужды. 
А где это соучастие становится сопричастным нам? Конечно, у Алтаря, конечно, в Его теле и Крови, через Которые Он делает нас причастными Ему, Его победе над грехом и искушениями.

Помните - Христос не обещает нам жизнь без искушений. Он обещает нам Свое участие в наших нуждах и проблемах – видите разницу? 
И мы знаем, где нам искать Его сегодня:

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (Евр.4: 16)

Итак, мы знаем, где искать Его. 
Здесь, в Его церкви. 
В Слове прощения грехов, в проповеди. 
Но, самое главное – у Алтаря, у этого «престола благодати», куда мы приступаем еженедельно «с дерзновением».
Здесь спасение. 
Здесь победа над будущими искушениями и очищение от прежних грехов.
Здесь готовность идти до конца и видеть свет за застилающей глаза тьмой.
И пусть Господь благословит нас на этом пути Великого Поста...