Holy Family

Библейский текст: Быт 4:1–16а 1Ин 4:7–12 Мк 3:31–35

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Проповедь: 

Дорогие братья и сестры, 

Сегодня мы обратили своё внимание на важные слова нашего Спасителя, записанные в Евангелии от Марка, где Иисус говорит о своей семье. Этот текст содержит глубокий смысл, что призывает нас задуматься над тем, что значит быть частью Божьей семьи, частью Церкви.

Когда к Иисусу подошли с известием о том, что Его Матерь и братья стоят снаружи и хотят поговорить с Ним, Он отвечает вопросом: «Кто матерь Моя и братья Мои?» Выглядит странным, не правда ли?  Иисус словно предлагает нам ощутить, что есть более широкое понятие, чем близкие родственники. Таким понятием, например может быть, любовь к родине.

Для тех, кто «родом из СССР» а, впрочем, и любого авторитарного государства, тут вроде все и звучит вполне логично. Мы с детства привыкли слышать:

«Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к Родине». (Анатоль Франс — французский писатель и литературный критик) 

Или вот высказывание Николая Гавриловича Чернышевского (русский философ-материалист): 

«Для измены родине нужна чрезвычайная низость души». Он же и добавлял, что «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это прежде всего народ».

Да, если размышлять в этом ключе о чем-то более важном нежели семейные узы, то слова о любви к своей общности (ко други своя), родине, или апостола Павла о рождении от Бога, могут показаться вроде вполне созвучными. Мы их читали сегодня, вот они: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.» (1 Иоанна 4:7)

Вот она вроде соль – нет большей семьи, чем «наш народ», «свои». «Свои» умеют любить, а «чужие» только ненавидят.  Мир словно поделился вдруг на тех и других. Кажется на первый взгляд, что именно так и нужно воспринимать слова Господа: в церкви – «свой», вне ее – «чужой». И тут вроде, как и не важно какие у тебя родственные отношения. Свои, «брат, и сестра, и матерь» это те, кто крещен, кто часть церкви.

Да, именно такие мысли приходят на ум кому-то по первости. Но правильно ли это? Этому ли учит Господь? Разве это имеет ввиду?

Давайте вспомним, что стало кульминацией жизни Господа? 

– Крест! Именно на него взошел Спаситель, чтобы победить смерть и даровать человечеству шанс на Вечную Жизнь. И ведь Господь не отторгал ни одного человека. Он умер за весь род людской. Чтобы каждый мог обрести спасение. И где же тут место «своим» и «чужим»? Его нет. Для Господа все свои.

Но, это для Него… 

Не для нашего грешного людского рода. Люди вечно делятся. Так видят и Бога, приписывая к «своим», лишая «чужих» права на Его у них присутствия. 

И наш человеческий опыт как бы подсказывает именно такую интерпретацию дальнейших слов и действий Спасителя. Он вроде как демонстративно отворачивается от своих близких. Ведь разве не это он делает, когда Ему сообщают о том, что к Нему пришли Его родные?

«И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.»

Нет, вовсе не это. Он не отвергает их, наоборот, он причисляет сидящих вокруг Него, слушающих Его Слово, к своим родным. В этом разница. Грех человеческий разделяет, Господь объединяет.

Вчитаемся в слова Писания: 

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

В еврейской культуре семейные узы были крайне важны. Все ожидали, что Иисус, как любой другой, будет особо ценить связь с кровными родственниками. Однако Он желает показать, что есть нечто более важное и значимое – любовь! Бескорыстная, дарующая единство и понимание. 

Для Божьего Сына нет разницы кто пред ним сидит. Его церковь это все, кто в нее пришел. Пусть ненадолго, пусть некогда ведомый любопытством или своекорыстием, в надежде получить исцеление телесных недуг, благословение в делах, чуток жизненного счастья. Главное, что человек заглянул. Главное, что однажды крестился. И пока остается, Бог здесь, с ним, в церкви. Отныне Господь всегда рядом, главное не забывать сюда дорогу. Ибо Он ждет и переживает за каждого как за самого родного и близкого.

И Он очень хочет, чтобы любовь Божия стала отличительным признаком Его последователей. 

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. (1 Иоанна 4:10-11)

Воля Божия это счастье людей, подлинная, достойная и полноценная жизнь для нас, без ненависти, злобы и греха. Ради сего Он взошел на Крест. Так что тот, кто лишает людей жизни, даже не физически, а забирая, например, кров, или имущество, или шанс на достойную пенсию, или землю, никак не может считаться исполнителем Божьей воли. А ведь мы видим в словах Иисуса, что истинные узы связаны не только с кровным родством, но и с исполнением воли Бога.

Когда Иисус говорит: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь», – Он призывает нас к единству в духе любви и милости, к единству всех тех, кто стремится жить по воле Божией. Эта расширяет понятие семьи настолько, что включает всякого кто, следуют Христу.

Да, конечно, это непросто быть всегда милостивым, особо, когда вокруг столь раздражающий и соблазняющий душу мир. Как справиться с искушениями в жизни? Можем ли мы, грешные? Без Бога нет, конечно. Так и будем жить в окружении «враждебного» нам мира. Где все вокруг «негодяи», да сущие «исчадия ада». 

В пустом купе пригородного поезда сидел священник с чётками в руках и молился - читал Розарий. На одной из станций в купе вошла женщина. Когда поезд тронулся, женщина бесцеремонно прервала молитву священника и начала обсуждать своего соседа, который, по её словам, был очень плохим человеком.

«Значит давайте помолимся за вашего соседа» - предложил ей священник и начал молитву Розария. Когда они закончили один круг Розария, женщина опять начала обсуждать - на сей раз жену соседа, которая, оказывается, была ещё хуже своего мужа.

«Что же, - прервал её священник, - давайте прочитаем Розарий и за вашу соседку». Так они прочитали второй круг Розария. После краткой паузы женщина опять не выдержала: «Но хуже всех в этой семейке - тёща соседа - сущее исчадие ада! Из-за неё все мы несём тяжкий крест». Священник тут же предложил прочитать Розарий и за тёщу соседа. Так в молитвах они прибыли к конечной станции. Священник, прощаясь со своей болтливой попутчицей, сказал: «Вы знаете, мне было очень приятно - мы сегодня с Вами так хорошо помолились».

Из воспоминаний Игнатия Клопотовского (блаженный, священник, основатель женской монашеской конгрегации «Сёстры Пресвятой Девы Марии Лоретанской)

Да, конечно, в нашем мире часто доминируют индивидуализм, эгоизм, и бессердечие, но стоит помнить, мы не одни. Мы часть Божьей семьи, а это означает, что мы вполне можем обратиться к Нему за помощью в молитве. Кто знает, а не потечет ли наша жизнь в этот миг, хотя бы на эти часы, несколько иначе? Может стоит делать это почаще? Ведь это шанс стать настоящими братьями и сёстрами друг для друга. Не на словах, а в уже вполне конкретном деле. Там глядишь, и душа воспрянет с благословения Божия, да появятся мысли о том, как наладить наши отношения, как дружить, как понять и чем поддержать? Может, это будет участие в жизни церкви, крепкое плечо в трудные времена или просто добрые слова ободрения? Все хорошо, все славно, главное, чтобы сердце оставалось открытым к любви и милосердию, а мы были частью той великой семейной общности - церкви, которую Христос некогда создал. Что же, будем стремиться исполнять волю Божию, и тогда мы сможем справедливо называться Его братьями и сёстрами. 

Аминь.